Свет и цвет

В потоке света рождается форма и цвет.
Взаимодействие света с фресковой живописью собора Рождества Богородицы создаёт тонкие, неповторимые цветовые нюансы в архитектурном пространстве. Свет содержит непрестанное движение, он может действовать и в чёрном, и в белом. Цвет, в свою очередь, ощущается нами только под воздействием света.
Рассуждая о колорите и «правильном» цвете фресок Дионисия, необходимо осознавать принципиальные положения физического учения о цвете – цветоведения, впервые обобщённые и наиболее чётко сформулированные в работах немецкого физика, лауреата Нобелевской премии, академика Вильгельма Оствальда: «Цветом называется то ощущение, которое возникает в результате передачи соответствующих внешних раздражений, вызванных светом, – через посредство глаза – в мозг… Мы должны поэтому раз и навсегда принять к сведению, что словом «цвет» обозначается определённый класс психических переживаний, именно те переживания, которые возникают у нас обычно благодаря раздражению глаза лучистой энергией или светом» (Оствальд В. Цветоведение. М.; Л., 1926. С.16).
В этой связи мы обязаны учитывать, что цвет – это световой тон окрашенной поверхности. В зависимости от изменений спектрального состава света, проникающего в собор в различное время суток, меняется в нашем восприятии и
цвет. Говоря о фресках Дионисия, мы поражаемся гармонии цвета. Помимо композиции, линии, фактуры, формы, объёма, цвета, тона, лежащих в основе большинства видов изобразительного искусства, к элементам, определяющим высоту звучания художественных произведений, относятся особые и часто едва уловимые взаимоотношения разных цветов. Употребляя понятие «правильный» цвет, можно иметь в виду диапазон светового тона фресковых росписей, при котором эта гармония раскрывается нам наиболее полно.
В подготовке выставочных работ за эталон цветовых соотношений во фресках собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря мною взято ощущение цвета, возникающее в пространстве храма в полдень солнечного дня.

Юрий Холдин

ПУБЛИКАЦИИ