ВЫСТАВКА ЮРИЯ ХОЛДИНА В РАМКАХ ПРОЕКТА
«СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ — МИРУ»
Организаторы: Центральный совет ВООПИиК и Фонд «Фрески Руси»
Концертно-выставочный зал «В доме Нащокина» ЦС ВООПИиК
Адрес: Гагаринский пер. 4/2
тел.: 8(495)695-07-06 (справки), 8-910-426-81-45 (экскурсии)
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Соприкоснуться с тончайшим миром древнерусской фрески конца XV века можно будет вновь в концертно-выставочном зале «В доме Нащокина». Пластическая и смысловая глубина светоносной стенописи Дионисия в степени сокровенности, не достижимой в самом месте пребывания оригинала – в Ферапонтовом монастыре – одна из наиболее притягательных черт проекта Юрия Холдина. Другой возможности – увидеть фрески эпохи их наивысшего расцвета в Москве – нет. Да и для тех, кто давно любит Ферапонтово, фотофрески могут открыть те грани восприятия образов, которые оказываются совершенно недоступны без вдумчивого всматривания, без особого путеводительства по этому пространству Света. Ведь бережное отношение к сохранности фресок требует особого музейного режима: в собор Рождества Пресвятой Богородицы доступ ограничен коротким временем экскурсии. К тому же большую часть росписи мы не увидим без специального оборудования и света, без художественного взгляда, помогающего грамотно расставлять акценты. Очередная выставка известного цикла мастера светописи москвичам и гостям столицы будет доступна в течение месяца, имеющего календарную связь с неделями Великого Поста. Именно со временем годового цикла богослужебной жизни церкви связан выбор тематически меняющихся композиций этого масштабного проекта, что стало доброй традицией последних лет. Работу выставки будут сопровождать ежедневные лекции-экскурсии автора просветительских и исследовательских программ проекта – искусствоведа Екатерины Даниловой.
Человека, входящего в поле дионисиевских фресок, более всего впечатляет нематериальность образа общего пространства этого собора — мы словно попадаем в мир тёплого света, спокойствия, чистоты, мягкости линий, акварельной прозрачности красок … Подобного эффекта созерцания светописного Дионисия в выставочном формате добивался и Холдин, который в середине 1990-х оказался в Ферапонтово впервые и, потрясённый в первозданности сохранившимся шедевром, стал думать как показать людям то, что открылось ему там, в созерцательной тишине — «глаза в глаза». Уникальный 12-летний труд фотохудожника в среде, привыкшей к понятию «фотофиксация», не был долгие годы воспринят и делался вопреки отсутствию какой бы то ни было поддержки – по зову души.
Поиск камертона освещённости, оказавшийся ступенью к пониманию того, чем был воодушевлён Дионисий как мастер, чувствующий исключительную связь с пространством, — задача не техники, а художника, способного ей управлять. Ведь проблема состояла не в том только, чтобы ровно осветить фрески, чтобы мы видели то, что пропадает из нашего поля зрения в теневых участках, а найти световой ключ к передаче колористической гармонии стенописи и того тёплого свечения, которое исходит от неё. Цвет фресок, живущих в объёмном пространстве собора, постоянно меняется в зависимости от спектрального состава света, падающего на них, – и в разное время дня, года, мы их видим по-разному. Холдин, исследуя как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в гармоничном соответствии со световоздушным пространством храма в узком диапазоне светового времени: в полдень солнечного дня. А значит, тот условный «правильный цвет», который правилен только по отношению к цифровой системе координат, будет жёстким препятствием для передачи живого соприкосновения с шедевром Дионисия. Полдень одновременно и кульминационный момент Божественной литургии. Получается, что наиболее полно замысел иконописца мы можем воспринимать именно в это евхаристическое время, когда гармония цветовых соотношений обнаруживается в полноте.
В найденном художественном ключе Холдин решил все 300 композиций Дионисия, чтобы у человека, приходящего на его выставку, равно как и у листающего его альбомы, создавалось впечатление одномоментного погружения в единое световое и цветоколористическое пространство собора. Причём под каждую композицию он создавал индивидуальную схему освещения, находил одну единственно правильную точку съёмки, не допускающую перспективных и смысловых искажений. В мир Дионисия нас погружает взгляд, изменяющий вектор движения времени, перемещающий нас из века XXI в век XV. И те, трудно передаваемые словами впечатления, которые происходят от встречи двух миров, нам дарит образ, вызванный к жизни Светом.