Просветительская программа проекта развёрнута в нескольких направлениях:
➤ исследовательском
➤ издательском
➤ выставочном
➤ экскурсионном
Содержательно все направления работы связаны с задачей популяризации уникально сохранившейся за пять столетий в стенах Ферапонтова монастыря последней масштабной работы Дионисия, которая открывается в совершенно новом ракурсе в творческом наследии Юрия Холдина. Дело в том, что раскрытие художественного и богословского замысла в ферапонтовских фресках неотделимо от культуры изобразительного представления этого во многих отношениях малодоступного памятника для современного зрителя. Но именно этот вопрос, относящийся к непосредственному зрительному восприятию пространственного иконописания, видение которого зависит от ракурса рассматривания, от освещённости объекта, ранее никогда не принимался во внимание.
Последнее время о всём спектре издательско-выставочных экспериментов Холдина возникает немало вопросов. Его выставка, названная журналистами «фотооткрытием Дионисия», не просто изменила привычный образ восприятия знаменитого иконописного шедевра, а поставила вопрос более глубокого осмысления его подлинного значения в истории русской и мировой культуры.
Визуальный опыт знакомства с фресками в самом Ферапонтовом монастыре по многим причинам не позволяет их видеть так, как представлено в выставочном формате проекта, где создан образ одномоментного погружения зрителя в цвето-колористическую и свето-воздушную среду собора, где мы можем рассматривать стенопись последовательно – в целостности и в деталях одновременно. Холдин нашёл камертон освещённости, при котором раскрылась колористическая гармония росписи в той полноте, как не удаётся видеть сам оригинал, живущий в условиях неоднородной освещённости, переменчивого дневного света. Этот совершенно новый объём знакомства с особенностями иконописных поисков Золотого века русской иконописи второй половины ХV века в их предельно совершенном воплощении опирается на художественные и технологические достижения XXI века. Но дело не только в технологиях, а в особом взгляде на мир мастера фотоискусства, сделавшего искусство прошлого близким и понятным нашим современникам.
Во время экскурсий и творческих встреч со зрителями разговор ведётся одновременно и о фресках (последовательное разворачивание замысла Дионисия, анализ его смысловых акцентов, цветовых и композиционных решений, рассматривание и изучение технических аспектов стенописи), и о фотоискусстве, о ноу-хау Юрия Холдина, позволившем впервые в мировой практике показать фрески при условиях переменчивого дневного света, ровно по колористике и аутентично оригиналу. Экскурсионная программа включает развёрнутое представление нескольких циклов:
— введение в тему (пояснение материала в сопоставлении с фотографическими, издательскими и копийными ошибками в работе с фресками);
— объёмный сюжет выставки по замыслу Юрия Холдина (о пространстве света и среде, в которой живут фрески Ферапонтова монастыря);
— о свете и цвете (проблема восприятия произведений искусства);
— детальный комментарий к циклам Дионисия: «Портал», «Вседержитель» (мир небесных сил, ветхозаветные праотцы и новозаветные притчи и чудеса, Боговоплощение и новозаветная святость), «Богородичный цикл» (Одигитрия, восточная вертикаль — «Лествица», три многофигурные композиции), «Акафист Пресвятой Богородице» (25 композиций), «Вселенские соборы», «Столпы православия» (образы святых, в т.ч. воинов-мучеников) и «Страшный суд».