21.08.2025

«СВЕТОПРИЕМНУЮ СВЕЩУ…» ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА. ФОТОКОМПОЗИЦИЯ ЮРИЯ ХОЛДИНА. ОБНОВЛЕНИЕ ЭКПОЗИЦИИ В ХРАМЕ СИМЕОНА СТОЛПНИКА НА ПОВАРСКОЙ

В храме Симеона Столетника на Поварской обновилась экспозиция «Богословие в красках и образах в отечественной художественной культуре XV–XXI веков». Мы продолжаем знакомить вас с композициями фотохудожника Юрия Холдина из серии «Фрески Ферапонтова монастыря», 1995–2002 гг. Собор Рождества Богородицы, Дионисий, 1500–1502 гг. На сей раз на ней представлена композиция:

«Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву…» Акафист Пресвятой Богородице, икос 11

Снимок экрана 2025-08-21 в 21.34.04
Фотография Юрия Холдина из серии «Фрески Ферапонтова монастыря», 1995-2002 гг. Собор Рождества Богородицы, Дионисий, 1500-1502 гг.

В светоносности Богородицы и Приснодевы Марии заключена тайна Её духовного водительства душ, странствующих к Небесному отечеству. Так, пророк Моисей прикровенно созерцал Её как Купину, объятую огнём и остающуюся Неопалимой. Световидный облачный столп, сопровождавший путь израильского народа во время странствования в поисках земли обетованной, — тоже один из множества ветхозаветных прообразов, предызображавших Благодатную Путеводительницу к Царству Божию: изводящая из пленения греховного, «яко гром враги устрашающая», Пречистая, являющая Собой свет невещественного огня, «наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая». Тот же смысл — в уподоблении Приснодевы золотому светильнику с семью лампадами, наполненными чистым елеем и постоянно горевшими, стоявшему в святилище ветхозаветной скинии и храма. 

 Дионисий изобразил Богородицу подобной высокой стройной свече, устремлённой пламенем Своим к небесам, заключающей в Себе нетленный свет чистоты девства: очерченная упругой, ритмичной, плавной линией, с огнеподобным ликом, осиянным неземной красотой «незаходимаго Света» непорочности. Молитвенное горение Её духа по естеству своему подобно свече в Её руках, пламенем органично соединяющейся с Её нимбом. «Луч умнаго солнца», в глубине смиренномудрия Своего, Она вознесена десницей Господней на престол Царствия Небесного. Справа и слева от Богородицы изображены пророки со свитками, «зрящие» в Пречистой осуществившиеся ожидания праведных мужей древнего Израиля. 

Девственная утроба, послужившая Божественному Воплощению, — сверхъестественное чудо, словно взрывающее космос. Светозарная слава внутренних достоинств Пречистой Девы, сподобившая Её стать столь близкой ко Господу, — беспримерный прорыв, разверзающий самые недра естественных законов тварного бытия. В годы странствования израильтян по безводной пустыне они, чувствуя, что могут погибнуть от жажды, начали роптать на своего предводителя. Тогда Моисей, по воле Божией, ударил жезлом по камню горы Хорив, он откололся, и потекла вода. От Пресвятой Девы (символически отождествляющейся с образом этой горы), родившей Христа, Которого апостол Павел разумеет под отколовшимся камнем (1 Кор. 10, 4), открылся спасительный источник приснотекущей благодати, способный утолить духовную жажду, источник, текущий в жизнь вечную. «Радуйся, яко многотекущую источаеши реку».

Богородица сравнивается также с образом новозаветной крещенской купели: «Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну». Во дворе ветхозаветной скинии находилась умывальница, где совершали омовение жрецы перед началом своего служения, — ещё один прообраз Приснодевы — «бане, омывающая совесть».

Комментарии к композициям – Екатерина Данилова (полностью опубликованы в альбоме: Холдин Ю.И. Сквозь пелену пяти веков: Сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого: [Альбом] / Е.В. Данилова «Слово плоть бысть», главы, «Начала», примечания. — М: ИФА; Belgium: Brepols Graphic Industries, 2002, С.388-417) 

Работу можно увидеть в  Храме преподобного Симеона Столпника (Введения во храм Пресвятой Богородицы) на Поварской по адресу: г. Москва, Поварская улица д.5, стр.1.

Теги: