В храме Симеона Столетника на Поварской обновилась экспозиция «Богословие в красках и образах в отечественной художественной культуре XV–XXI веков». Мы продолжаем знакомить вас с композициями фотохудожника Юрия Холдина из серии «Фрески Ферапонтова монастыря», 1995–2002 гг. Собор Рождества Богородицы, Дионисий, 1500–1502 гг. На сей раз на ней представлены две композиции из цикла, посвященного Евангельским чудесам Иисуса Христа.

Композиция, повествующая о первом чуде, совершенном в земной жизни Христа на брачном пире в Кане Галилейской, расположена в стенописи восточного склона южного свода. Рассказ об этом событии встречается только у евангелиста Иоанна (Ин. 2: 1–11).
По первому известному нам чуду, совершенному по ходатайству Божией Матери, можно судить о чуткости Христа к Ее прошениям. Поводом для явления Божественной славы Ее Сына послужила простая житейская ситуация. Во время брачного пира, куда Иисус, Матерь и ученики Его были приглашены, по гостеприимству местных жителей, как обычные люди, обнаружилось, что не хватает вина. На слова Матери, выразившей беспокойство, что торжество небогатых, по всей видимости, хозяев может быть омрачено такой простой бытовой нуждой: «Вина нет у них», – Христос отвечает: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой», то есть не наступило ещё время Сыну Божию явить силу Свою пред людьми. Тем не менее, веруя в несомненное всемогущество и благость воли Своего Божественного Сына, Пречистая немедля говорит служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте».
«Вино… веселит сердце человека» (Пс. 103: 15). Христос, Сам не чуждый человеческой радости, благословляет брак и принимает живое участие, чудесным образом изменяя ситуацию, которая могла омрачить удовольствие невинного семейного пиршества: Он превращает воду в вино. Кроме того, здесь же присутствовали призванные Им первые ученики, и чудо, непостижимое ещё вполне для всех свидетелей его, становится ключевым в утверждении их веры в Сына Божия. Имеются в виду Андрей, названный Первозванным учеником Христа, его брат Симон, ставший впоследствии первоверховным апостолом Петром, Иоанн Богослов, будущий евангелист, свидетельствовавший об этом событии, а также Филипп и его брат Нафанаил (см. Ин. 1: 35–51).

Каменные водоносы, находившиеся в доме хозяев по обычаю омовений, установленных законом иудейским и наполняемые служителями по повелению Иисуса до верха водой, у Дионисия находятся на переднем плане: в них прелагается природа, естество воды. Подобные изменения, внутренние и внешние, происходят и в человеке в таинствах Церкви. Епископ Кассиан отмечает, что символика участия в брачном пире связана с осмыслением жизни во всей эсхатологической полноте Царства Божия. «Вода в этом случае есть образ Ветхого Завета. И вино… есть образ Нового домостроительства, утверждаемого Иисусом на месте Ветхого» (Кассиан (Безобразов), еп. Водою и Кровию и Духом. – Paris, 1996. С. 59–62). Своим присутствием Сын Божий преображает ветхозаветный брак и наполняет его новым смыслом.
***
Комментарии к композициям – Екатерина Данилова (полностью опубликованы в альбоме: Холдин Ю.И. Сквозь пелену пяти веков: Сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого: [Альбом] / Е.В. Данилова «Слово плоть бысть», главы, «Начала», примечания. – М: ИФА; Belgium: Brepols Graphic Industries, 2002, С.388–417).
***
Работы можно увидеть в Храме преподобного Симеона Столпника (Введения во храм Пресвятой Богородицы) на Поварской по адресу: г. Москва, Поварская улица д.5, стр.1.