В храме Симеона Столетника на Поварской обновилась экспозиция «Богословие в красках и образах в отечественной художественной культуре XV–XXI веков». Мы продолжаем знакомить вас с композициями фотохудожника Юрия Холдина из серии «Фрески Ферапонтова монастыря», 1995–2002 гг. Собор Рождества Богородицы, Дионисий, 1500–1502 гг. На сей раз на ней представлены две из двадцати пяти композиций цикла «Акафиста Пресвятой Богородице». Это единственный стенописный цикл Акафиста, сохранившийся в полноте от культуры Золотого века иконописи на Руси, который олицетворяется с именами Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева и Дионисия.

Крестная жертва Спасителя – высочайший момент новозаветной истории, открывающий полноту Божественной любви и предельно отверзающий тайну искупления человеческого рода от греха, проклятия и смерти. Кондак 10, в котором говорится о спасении мира, у Дионисия отождествлен с путем шествия Христа на Голгофу, который сопровождался издевательством воинов, ненавистью иудейских первосвященников и фарисеев, предавших Его суду Понтия Пилата и требовавших Его распятия.
Христос, как правило, изображаемый в голубых и багряных одеждах, как символ соединения в Нем двух природ – Божественной и человеческой, здесь – в багрянице. Воины сорвали с Него одежды, связали руки. Он испытывает всю полноту человеческих страданий. В предельном уничижении Спасителя – молчаливое спокойствие и смирение, духовное величие и сила. «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше: посему более греха на том, кто предал Меня тебе», – говорит Христос Пилату (Ин. 19: 11).
Указывающий на крест Пилат изображён на коне, с развевающимся плащом – в безблагодатном состоянии порывистого движения. Конь – символ «не стихийной, а сознательной, зрячей силы» (определение Е. Н. Трубецкого), ощутимой в резком повороте головы, словно в отвращении от происходящего. И голубой цвет плаща Пилата наталкивает на мысль о Промысле Божием, осуществляемом через римского прокуратора. …Уже обозначился крест на Голгофе, для мира – знак видимого поражения; но не для внешней победы пришел в мир Христос.

Иконография композиции «Сошествие во ад» в исторической ретроспективе её изображений, выполненных другими художниками, у Дионисия являет собой более точное соответствие тексту кондака, основанному на свидетельствах Священного Писания и, отчасти, апокрифического Евангелия от Никодима. Пребывая во гробе телесно, Спаситель сошел «в преисподние места земли» (Еф. 4: 9), «и мертвым было благовествуемо» (1 Пет. 4: 6).
Согласно апокрифическому повествованию, Адам, изгнанный из рая, попал в кабалу к сатане, что было письменно закреплено «договором». Христос, вырывая из руки сатаны запись, закабалившую вследствие грехопадения Адама весь человеческий род, тем самым («раздрав рукописание») освобождает от закрывавшей глаза смертной пелены и тьмы неведения в лице Адама всех праведников, связанных до этого события узами адских мучений. Сила Божия, подаваемая «ко отшедшим Того благодати», возвращает их к нетлению. Ещё одна из уникальных особенностей стенописи Дионисия в Ферапонтово в целом – в ней абсолютно отсутствует черный цвет. Его нет даже в этой композиции. Мы видим поверженные врата ада: Свет Воскресения Христова достиг глубин преисподней. Радостью мира, приобщаемого Божественному Свету, в котором «нет никакой тьмы», воодушевлено художественное богомыслие Дионисия.
Кондак 12 и икос 12 («Поюще Твое Рождество…» – фрагмент композиции мы видим справа) связаны общим мотивом одержанной Христом победы над смертью, причиной чего стала «Святая святых большая», в утробе Которой вселился «содержай вся рукою Господь». Дионисий подчеркивает эту внутреннюю связь, объединяя оба песнопения в единую композицию.
Работы можно увидеть в Храме преподобного Симеона Столпника (Введения во храм Пресвятой Богородицы) на Поварской по адресу: г. Москва, Поварская улица д.5, стр.1.