Последняя седмица Великого поста посвящена преподобной Марии Египетской. В храме обновилась экспозиция «Евангельские мотивы в отечественной художественной культуре XV–ХХI веков». На сей раз на ней представлена фотография нашего современника, талантливейшего фотохудожника Юрия Холдина из серии «Фрески Ферапонтова монастыря», 1995-2002 гг. Собор Рождества Богородицы, Дионисий, 1500-1502 гг.
Православие – религия покаяния. И поразительный пример милости Божией к душе, омывшей всю бесконечную бездну падения своего единым покаянием и всей последующей жизнью явившей неописуемую высоту любви и единения с Богом всем своим существом, даётся в житии преподобной Марии Египетской († 1/14 апреля 522).
Воспоминание о подвигах этой удивительной святой, cорок семь лет скрывавшейся от мира в Заиорданской пустыне, вдали от взоров людских, то в голоде и холоде, то в зное и жажде, то в мучительной телесной и душевной борьбе со злым духом, воскрешавшим в памяти бывшей александрийской блудницы безумные страсти, совершается в пятую неделю Великого поста – в память о чудесной помощи ей Владычицы Небесной (в ту же неделю, на утрене субботы, воздаётся похвала Пресвятой Богородице, читается Акафист). Заступница усердная открыла ей вход во святой храм, куда невидимая сила Божия не допускала её далее притвора.
Не сознавая своего недостоинства, будущая преподобная хотела войти со всеми на праздник Крестовоздвижения в Иерусалимский храм, но какая-то неведомая сила несколько раз отбросила её от входа. Увидев на стене икону Божией Матери, она, рыдая, горячо взмолилась пред Ней. Безутешный зов о спасении был глубок, искренен и неистов. Пречистая смилостивилась над ней. При этом ужас, охвативший её душу от внезапного осознания мерзости всей прежней её жизни пред Христом, пригвождённым ко кресту грехами людскими, был настолько силён, что, переступив один раз порог храма, она уже никогда более не вернулась к позорному прошлому, последовав голосу Царицы Небесной: «За Иорданом найдёшь полное успокоение!» Свидетельством достойного плода покаяния, принесённого преподобной Марией, была охраняемая благодатью Божией её многолетняя жизнь в безводной пустыне среди голодных рыкающих львов. Старец Иорданской обители Зосима сподобился видеть её поднимавшейся во время молитвы над землёй, ходившей по водам Иордана как по суше. Ей открывалось ведение о мире по внушению Святого Духа: о старце, который впервые видел её, о его монастыре, открывались даже истины Священного Писания, никогда не изучаемого ею. Поэтому вслед за Иоанном Предтечей – Ангелом Пустыни, она могла сказать: «Голос Божий, раздающийся в сердце, – один наставник мой».

Дионисий – мастер, видящий целостно свои стенописные образы в архитектурной и световоздушной среде храма, соединяет всё вокруг, добиваясь поразительного пластического единства. Слева изображён старец Зосима, пришедший причащать преподобную Марию через год по просьбе её. Подходя к месту встречи, к реке Иордан, он видит святую по другую сторону реки. Задумавшись как долго ему ещё ждать, пока она обойдёт русло реки, он приходит в изумление, наблюдая, что она идёт к нему по воде напрямую – «яко по суху». Интересно, что Дионисий, создавая этот пространственный образ, включает в композицию окно.

Монохромность, разные оттенки охры в облике преподобной, светоносность лика, лёгкая вытянутость пропорций создают впечатление, что она словно свеча, пламенеющая к небесам. Дионисий подчёркивает, что на вершине пути своей подвижнической жизни она становится чистым проводником божественного света.
Работу можно увидеть в Храме преподобного Симеона Столпника (Введения во храм Пресвятой Богородицы) на Поварской по адресу: г. Москва, Поварская улица д.5, стр.1.