7 февраля – 23 марта 2025’
Выставка фотохудожника Юрия Холдина
Комментарии к композициям искусствоведа Екатерины Даниловой
Организаторы: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева и Фонд «Фрески Руси»
Адрес: ул. Радищева, 39
Часы работы : вт-вс: 10.00 — 18.00, чт, пт: 12.00 — 20.00.
Телефон для справок (8-845-2) 26-28-55
ПРЕСС-РЕЛИЗ
С 7 февраля в Радищевском музее начинает работу выставка «Вечный полдень Дионисия» фотохудожника Юрия Холдина и искусствоведа Екатерины Даниловой. На выставке будут представлены более 90 уникальных авторских работ Юрия Холдина из серии «Фрески Ферапонтова монастыря», созданных в рамках проекта «Свет фресок Дионисия – миру».
Фрески храма Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой – вершина искусства XV века – Золотого века русской иконописи — объект культурного наследия ЮНЕСКО. По художественной ценности грандиозную работу Дионисия – три сотни сюжетов, более семисот квадратных метров росписи – можно сопоставить только с двумя его современниками – Микеланджело и Леонардо да Винчи. Более того, фрески великого колориста и великого богослова дошли до нас в потрясающей сохранности. Они никогда не «поновлялись». Те, кому довелось увидеть их воочию, навсегда сохраняют в сердце ощущение присутствия иного мира. Но как нам рассмотреть их «глаза в глаза»? Как за полтора десятка минут музейного доступа всмотреться в непередаваемую гармонию цвета и света? Ведь многие из них расположены на большой высоте и далеко не идеально освещены? В начале XXI столетия нашему современнику, фотохудожнику Юрию Холдину удалось вдумчиво и внимательно всмотреться во все нюансы. Теперь мы можем не просто приблизиться к образам великого иконописца, но ощутить присутствие нетварного света в сложном архитектурном пространстве древнерусского храма благодаря уникальному проекту «Свет фресок Дионисия – миру». В чем же тайна? Почему фотографии фресок разговаривают прямо с нашим сердцем? Как происходит эта встреча?
Для Юрия Холдина – это двенадцать лет кропотливейшей исследовательской работы, более пятисот фотографий, особый, новаторский метод съёмки, создание ради идеи показать подлинного Дионисия издательства со своей системой допечатной подготовки. Палитра Дионисия высветленная, малоконтрастная, светоносная. Обнаружением природы Нетварного Света переполнены образы Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва. У Дионисия, воспринявшего рублёвскую традицию, цвета становятся прозрачными, фигуры парящими, невесомыми, высветляя палитру, он исключает из неё в ферапонтовской стенописи полностью чёрный цвет как светонепроницаемый. Цель – передача Божественного Света. Юрий Холдин через пятьсот лет также размышляет о свете, ведь фотография в переводе с древнегреческого – «пишу светом», и приходит к убеждению, что традиционные «ночные» методы съёмок, в отношении которых возник противоречивый термин – «фотофиксация», просто убивают фреску, делая ее сухой и жесткой. Холдин увидел, что уловить особое состояние светоносности фресок возможно ближе к окончанию Литургии, в полдень. Именно это определил он камертоном для исполнения своего труда. Он нашёл тот спектр освещённости фресок, который позволяет воспринять полноту замысла великого иконописца. Не боясь экспериментировать, Холдин первым начинает работать при переменчивом дневном свете. Он находит, как обойти законы физики, определив для восприятия гармонии дионисиевского цвета наиболее точный камертон освещённости. Он не только нашёл правильный спектр света для восприятия Дионисия, но и нашёл – как показать фактуру оригинала, моделируя мягким отражённым светом объём и пространственную глубину стенописи, включая в композиции утраты как образ долгой и сложной полутысячелетней жизни этого памятника. Но при сложившейся системе допечатной подготовки и печати работ, как правило, теряется качество съёмки, поэтому Холдин постоянно ради качественного результата контролировал весь технологический процесс, подчинив его единой авторской воле. При создании образа священного пространства не может быть мелочей. Потому и от печатников он добивался не только попадания без минимальных погрешностей в цвет, по много раз сверяя оттиски со своими цветопробами, но и мягкости изображения, чтобы образ мы видели сквозь свет и воздух – из которых соткано существо фрески и которым они дышат в стенах древнерусского собора.
Уникальный проект, не имеющий аналогов в мировой фотографии, начал свою выставочную жизнь в 2006 году в стенах Третьяковской галереи. Сегодня за его плечами десятки музеев и выставочных залов в городах России и Европы. Но в своём отечестве он всегда ожидаем, интерес к нему не ослабевает. Как встреча двух художников, двух искусств, впервые так благополучно и непротиворечиво соединившихся. «Это действительно картины в картинах, ценнейший предмет для созерцания и изучения» – отмечают благодарные художники, говоря, что только теперь стало понятно, как раньше не хватало им такого взгляда на живопись – «в частности на живопись «духовную», существующую неотрывно от стен великих храмов, монастырей». А, по мнению доктора искусствоведения, профессора ВГИКа В.П.Михалёва, существование этой выставки доказывает, что «фотография – большое искусство, если она может находиться на таком колоссальном уровне».