09.07.2024

СОКРОВЕННАЯ ВСТРЕЧА С ФРЕСКАМИ ДИОНИСИЯ МУДРОГО

7 АВГУСТА – 29 СЕНТЯБРЯ 2024′    

Работа выставки продлена до 29-го сентября

Проект «Свет фресок Дионисия – миру»           

Выставка Юрия Холдина (1954 –2007)

ИСКУССТВО СВЕТОПИСИ

Организаторы: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова и Фонд «Фрески Руси»

Время работы музея: с 11:00 до 18:00. Касса: с 10:45 до 16:45
Понедельник, вторник выходные дни. Последний четверг каждого месяца-санитарный день.

Адрес: Тульская область, Заокский район, п/о Страхово. 

Телефон:  8 (48734) 3–38–38

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Пластическая и смысловая глубина тончайшего мира стенописи Дионисия в той мере сокровенности, которая не достижима в самом месте пребывания оригинала – в Ферапонтовом монастыре – одна из наиболее притягательных черт проекта Юрия Холдина.  И даже те, кто давно знаком со знаменитыми фресками, попадая на выставки Холдина, ведомые силой особого взгляда мастера светописи, открывают для себя по-новому подлинное значение шедевра великого иконописца.

Выставка в Поленово приурочена к 70-летнему юбилею Юрия Холдина.

Ферапонтов монастырь расположен в Белозерском крае и известен уникальными фресками великого иконописца второй половины ХV века Дионисия. Полный цикл фресок Дионисия — это около 300 композиций, созданных в 1500-1502 годах в соборе Рождества Пресвятой Богородицы мастером вместе с сыновьями. Фрески Дионисия, современника Микеланджело и Леонардо да Винчи, занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России. Его творчество завершает собой эпоху Золотого века русской иконописи, связанную с именами его предшественников – Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва. Творения иконописцев Святой Руси ценны в равной степени и как неповторимое художественное явление, и как след подлинного свидетельства жизни по вере.

Впервые в Ферапонтово Юрий Холдин оказался в 1993 вместе с другом – поэтом Юрием Кублановским, путешествуя по Русскому Северу…  «Мне довелось впервые видеть фрески Дионисия июньскими солнечными днями, когда свет играл красками, а по утрам над ферапонтовскими озёрами в лучах восходящего солнца стелился золотисто-розовый туман. Всматриваясь в несравненную стенопись, я всё больше ощущал несоответствие между тем, что видел и читал о ней в светских изданиях нашего века, и тем, что открывалось мне по мере созерцательного предстояния в храме Божием».

В открывшемся ему ракурсе фресок никто никогда не видел. Это было озарение, подобное удару молнии. Осенью 1995 года Холдин вернулся в Ферапонтово. Чтобы донести до мира то, что открылось в стенах ферапонтовского собора, пришлось переосмыслить заново весь свой профессиональный и жизненный опыт. Всё, что предшествовало встрече с Дионисием, словно готовило его к тому, чтобы вместе с ним пройти путь длинною в 12 лет – путь  ставший грандиозным итогом его личных открытий и дерзновенного горения творческого духа.

В проекте Юрия Холдина искусство фотографии и искусство фрески соединяются настолько неразрывно и органично, что нередко у зрителей возникает вопрос: что является предметом экспозиции — фотография или фреска? Человека, входящего в поле дионисиевских фресок, более всего впечатляет нематериальность образа пространства этого собора — мы словно попадаем в мир тёплого света, спокойствия, чистоты, мягкости линий, акварельной прозрачности красок.  Подобного эффекта созерцания светописного Дионисия в выставочном формате добивался и Юрий Холдин.

Некачественно тиражируемым Дионисием пытались весь ХХ век «иллюстрировать» различные искусствоведческие фолианты. Сам художник в таких изданиях уходил на второй план. Холдин взял на себя решение сложнейшей задачи — показать то, что в соборе, при переменчивом дневном свете, «глаза в глаза» никто никогда не видел. Цвет фресок, живущих в объёмном пространстве собора, постоянно меняется в зависимости от спектрального состава света, падающего на них, – и в разное время дня, года, мы их видим по-разному. Холдин, исследуя как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в гармоничном соответствии со световоздушным пространством храма в узком диапазоне светового времени: в полдень солнечного дня. Полдень одновременно и кульминационный момент Божественной литургии. Получается, что наиболее полно замысел иконописца мы можем воспринимать именно в это евхаристическое время, когда гармония цветовых соотношений обнаруживается в полноте.

Он понимал, что просто обязан показать Дионисия таким, как ему открылось, каким прежде не удавалось его рассмотреть, — великим колористом и великим богословом. Он горел этой идеей и, взявшись за дело, погрузился в него, забыв обо всём, не считая времени, не жалея сил и личных средств на доведение своего жертвенного труда до совершенства. Результат оказался несопоставим со всем предшествующим опытом: светоносность фресок, которая долгие годы нивелировалась при многократных попытках их репродуцирования и копирования, открылась в свете солнечного дня. Они стали предметом изучения и созерцания не только узкого круга специалистов, но и огромной аудитории, получившей беспрецедентный путь доступа к величайшему сокровищу, к достоянию национальной и мировой культуры.

Уникальный проект, не имеющий аналогов в мировой фотографии, начал свою выставочную жизнь в 2006 году в стенах Третьяковской галереи. Сегодня за его плечами десятки музеев и выставочных залов в городах России и Европы. Но в своём отечестве он особенно востребован и всегда ожидаем. Как встреча двух художников, двух искусств, впервые так благополучно и непротиворечиво соединившихся. «Это действительно картины в картинах, ценнейший предмет для созерцания и изучения» – отмечают благодарные художники, говоря, что только теперь стало понятно, как раньше не хватало им такого взгляда на живопись – «в частности на живопись «духовную», существующую неотрывно от стен великих храмов, монастырей». А, по мнению доктора искусствоведения, профессора ВГИКа В. П. Михалёва, существование этой выставки доказывает, что «фотография – большое искусство, если она может находиться на таком колоссальном уровне». В мир Дионисия нас погружает взгляд, изменяющий вектор движения времени, перемещающий нас из века XXI в век XV. И те, трудно передаваемые словами впечатления, которые происходят от незримого диалога двух миров, нам дарит образ, вызванный к жизни Светом.

21,22,23,24,25 августа  в 13.00 авторские экскурсии искусствоведа Екатерины Даниловой

Запись на лекции-экскурсии через форму ниже или по тел. 8-910-426-81-45 (можно оставлять sms-заявки на WhatsApp, Telegram, указывая имя, день и количество человек).

Мероприятия
Теги: