ВЫСТАВКА ЮРИЯ ХОЛДИНА В РАМКАХ ПРОЕКТА «СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ — МИРУ» В ПРОГРАММЕ XII СЛАВЯНСКОГО ФОРУМА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
Организаторы: Международный Форум «Золотой Витязь» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации,
Центрального совета ВООПИиК и Фонда «Фрески Руси».
В рамках выставки, которая продлится с 12 по 27 ноября 2021 г., будут проводиться авторские экскурсии.
Аккредитация СМИ: +79167404077, Press@zolotoyvityaz.ru (Владимир Головкин).
ПРЕСС-РЕЛИЗ
12 ноября 2021 года в 17.00, в Концертно-выставочном зале в «В доме Нащокина» в Москве (Гагаринский пер. 4/2) в рамках проекта «Свет фресок Дионисия – миру» в программе XII Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь» состоится открытие авторской выставки фотохудожника Юрия Холдина и искусствоведа Екатерины Даниловой «В пространстве света».
Соприкоснуться с тончайшим миром древнерусской фрески конца XV века можно будет вновь в Концертно-выставочном зале «В доме Нащокина». Пластическая и смысловая глубина светоносной стенописи Дионисия в степени сокровенности, не достижимой в самом месте пребывания оригинала – в Ферапонтовом монастыре – одна из наиболее притягательных черт проекта Юрия Холдина. Другой возможности – увидеть фрески эпохи их наивысшего расцвета в Москве – нет. И даже для тех, кто давно любит Ферапонтово, фотофрески могут открыть те грани восприятия образов, которые оказываются совершенно недоступны не только без помощи особой техники, но и без вдумчивого всматривания, без художественного акцентирования, без особого путеводительства по этому пространству Света. Работу выставки будут сопровождать лекции-экскурсии автора просветительских и исследовательских программ проекта – искусствоведа Екатерины Даниловой.
Вход на выставку свободный, но в этот раз будет ограничен временем экскурсионных программ.
Человека, входящего в поле дионисиевских фресок, более всего впечатляет нематериальность образа общего пространства этого собора — мы словно попадаем в мир тёплого света, спокойствия, чистоты, мягкости линий, акварельной прозрачности красок… Подобного эффекта созерцания светописного Дионисия в выставочном формате добивался и Юрий Холдин, который в середине 1990-х оказался в Ферапонтово впервые и, потрясённый в первозданности сохранившимся шедевром, стал думать как показать людям то, что открылось ему там, в созерцательной тишине — «глаза в глаза». Уникальный 12-летний труд фотохудожника в среде, привыкшей к понятию «фотофиксация», не был долгие годы воспринят и делался вопреки отсутствию какой бы то ни было поддержки – по зову души.
Поиск камертона освещённости, оказавшийся ступенью к пониманию того, чем был воодушевлён Дионисий как мастер, чувствующий исключительную связь с пространством, — задача не техники, а художника, способного ей управлять. Ведь проблема состояла не в том только, чтобы ровно осветить фрески, чтобы мы видели то, что пропадает из нашего поля зрения в теневых участках, а найти световой ключ к передаче колористической гармонии стенописи и того тёплого свечения, которое исходит от неё. Цвет фресок, живущих в объёмном пространстве собора, постоянно меняется в зависимости от спектрального состава света, падающего на них, – и в разное время дня, года, мы их видим по-разному. Холдин, исследуя как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в гармоничном соответствии со световоздушным пространством храма в узком диапазоне светового времени: в полдень солнечного дня. А значит, тот условный «правильный цвет», который правилен только по отношению к цифровой системе координат, будет жёстким препятствием для передачи живого соприкосновения с шедевром Дионисия. Полдень одновременно и кульминационный момент Божественной литургии. Получается, что наиболее полно замысел иконописца мы можем воспринимать именно в это евхаристическое время, когда гармония цветовых соотношений обнаруживается в полноте.
В найденном художественном ключе Холдин решил все 300 композиций Дионисия, чтобы у человека, приходящего на его выставку, равно как и у листающего его альбомы, создавалось впечатление одномоментного погружения в единое световое и цветоколористическое пространство собора. Причём под каждую композицию он создавал индивидуальную схему освещения, находил одну единственно правильную точку съёмки, не допускающую перспективных и смысловых искажений. В мир Дионисия нас погружает взгляд, изменяющий вектор движения времени, перемещающий нас из века XXI в век XV. И те, трудно передаваемые словами впечатления, которые происходят от встречи двух миров, нам дарит образ, вызванный к жизни Светом.