Холдин Юрий Иванович
Холдин Юрий Иванович (15.08.1954 – 29.07.2007) – московский фотохудожник и издатель, член Союза кинематографистов России (с 1989 г.) и Международного художественного фонда (с 2003 г.), член IFPO, фотожурналист международного агентства American image press (квалификация ААА, с 1993 г.).
Создатель, генеральный директор, художественный руководитель и продюсер Издательско-Фотографического Центра «ИФА» (с 1993 г.). Основатель и президент НО Фонд «Фрески Руси» (с 2005 г.).
В 1980-ые гг. неоднократно получал международные награды за работы в области искусства ассоциативной фотографии. В 1990 – 2007 гг. привлёк внимание широкой аудитории, работая над большими темами «Святые места России» и «Свет фресок Дионисия». В 90-ые — годы особенного духовного подъёма в России, когда многие художники обратились поискам утраченной культурной традиции, апеллируя в основном к не столь далёким предреволюционным событиям, Холдин увидел потребность глубокого исследования истоков той же традиции в эпоху взлёта пластического искусства на Руси в конце XV века. Последние 12 лет жизни он отдал труду беспрецедентному по замыслу, новизне стиля и воплощения. Он создал уникальный проект — монументальное «фотооткрытие» для широкой современной публики знаменитых, но прежде никогда художественно не раскрытых средствами одного из ведущих пластических искусств современности — светописи, пространственных стенописных образов Ферапонтова монастыря. Он увидел как привести человека ментальности XXI века к осмысленному восприятию древнерусского иконописания. Произведения мастера называют сегодня «богословской светописью».
В 2007 году Ю.И.Холдин трагически погиб во время съёмок в Москве.
Юрий Холдин заново переосмыслил роль фотографии в раскрытии духовно-пластического космоса религиозного искусства. Он отказался от утилитарных, по
своей сути, методов «фотофиксации», «репродукции» и «оцифровывания», как несостоятельных для передачи пространственной фресковой живописи. Работая в области искусства фотографии и следуя принципу «осмысленного показа», своими произведениями он дал возможность увидеть трёхмерное архитектурное сооружение, свет, цвет, фактуру, создавая целостный образ как отдельной фресковой композиции, или «пейзажа стены», так и всего собора. В работах фотомастера раскрыты и сохранены каноничность, обратная перспектива, светоносность образов – так называемое четвёртое измерение. С целью передачи световоздушного пространства съёмка в храме производилась не ночью, как до сих пор общепринято, а днём. При этом выдерживались ровная, однородная освещённость, постоянная колориметрия, правильный баланс цвета. Выставка и альбомы мастера, осмыслившего время, архитектуру,произведения средневекового иконописца в качестве темы своего творчества, дали недостижимую без специального оборудования возможность увидеть фрески с сохранением пропорций так, как их видел сам Дионисий. Более того, достигнуто качество «удвоения», создано новое художественное пространство – пространство «искусства в искусстве». Особо важно то, что подобные работы имеют изобразительную самоценность и могут достойно представлять пласт древнерусской культуры на мировом уровне.
Тяготение к языку образно-драматургического повествования, раздвинувшему границы жанров в искусстве фотографии, нашло наиболее полное выражение в создании авторских оригинальных изданий и экспозиционных материалов последних лет. Среди них наиболее значительны:
- «Соловецкий монастырь на русском Севере». Альбом в открытках. Фотохудожник и издатель Ю.И.Холдин. Автор текста Ю.М.Кублановский. 1993 г. (Отпечатано в Италии).
- «Московский некрополь Новодевичьего». Альбом. Фотографии Ю.И.Холдина. Текст Е.В.Даниловой. 1996 г. (Отпечатано в Будапеште).
- «Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого». Альбом. Автор проекта и издатель – Юрий Холдин. Концепция, драматургия, жанровая и постановочная съёмка, дизайн-макет, подготовка к печати, фотографии: Ю.И.Холдин. Текст Е.В.Даниловой. 2002 г. (Отпечатано в Бельгии).
- «Акафист Пресвятой Богородице – Дионисий иконник» . Книга-альбом. Замысел, фотографии, оформление книги, издатель — Ю.И.Холдин. Статьи и комментарии – Б.Н.Любимов, Е.В.Данилова. 2007 г. (Отпечатано в «НП-Принт», СПб.)
- Выставка «Соловецкий монастырь. Возвращение обители». («Русская Голгофа Юрия Холдина»); комментарии Ю.М.Кублановского.
- Авторская концептуальная выставка Ю.И.Холдина с первоначальным названием «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи XIV-XV вв.», (последнее название «Свет фресок Дионисия»); комментарии Е.В.Даниловой.