О ПРОЕКТЕ И АВТОРАХ

Проект «Свет фресок Дионисия — миру» — это сюжетный авторский цикл фотохудожника Ю.И. Холдина из серии «Фрески Ферапонтова монастыря» и исследования с комментариями к каждой композиции искусствоведа Е.В. Даниловой.

Основная цель проекта — наряду с созданием изобразительного материала нового поколения, передающего особенности фресок и пространственных композиций стенописи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, дать возможность широкой аудитории серьёзного изучения этого уникального национального наследия в степени приближения, недостижимой в стенах самого собора.   

 

Создание материала

В основе проекта «Свет фресок Дионисия — миру» — авторские работы фотохудожника и издателя Ю.И.Холдина из серии «Фрески Ферапонтова монастыря». Идея создания достойного изобразительного материала нового поколения возникла у мастера в 1995 г., когда приехав в Ферапонтово и увидев фрески вживую, он был потрясён несопоставимостью оригинала с опытом полиграфического и копийно-экспозиционного представления его на протяжении всего ХХ века. В течении 1995-2002 гг. Холдин создавал совершенно не имеющий аналогов в истории существования фресок материал, передающий на языке искусства фотографии особенности архитектуры собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, его свето-воздушное пространство со стенописными образами гениального иконописца. Все эти годы работа велась в творческом соавторстве с искусствоведом Е.В.Даниловой, которой принадлежит исследовательская составляющая и часть просветительской программы проекта.

Три главных составляющих проекта:

Метод и новизна авторских разработок Юрия Холдина лежит в области искусства фотографии, цветоведения, постановочной интерьерной съёмки при естественном дневном освещении, с цветопередачей адекватной оригиналу, с учётом особенностей архитектурного пространства, композиций фресок, канона иконописания.

создание и эĸспонирование в различных изобразительных форматах выставоĸ Юрия Холдина "Свет фресоĸ Дионисия» (с ĸомментариями Е. В. Даниловой) и «Руссĸая Голгофа» (с ĸомментариями Ю. М. Кублановсĸого)

разнообразные экскурсионные программы, связанные с раскрытием богословских начал в стенописных образах Ферапонтова монастыря и отражением их в творческом наследии Юрия Холдина

создание и выпусĸ художественных альбомов и других изданий на ĸачественно новом изобразительном уровне представляющих фресĸи Ферапонтова монастыря и дающих возможность их более осмысленного восприятия

Юрий Холдин: «Осуществлять фото- и киносъёмку внутри сложного архитектурного пространства православного храма с фресковой живописью, часто на криволинейных поверхностях, при переменчивом дневном освещении, с сохранением правильного цветового баланса практически невозможно. Сделать это не позволяют сложный спектральный состав света и физические законы его распространения (свет, отражаясь от стен, окрашивается и меняет свою цветовую температуру). По этой причине музеи всего мира проводят фотосъёмку подобных сюжетов в ночное время, что искажает восприятие пространства и образов. При ночной съёмке, культивируемой в  ХХ столетии искусствоведами и фотографами, нельзя получить какой-либо результат, если не прибегать к жёсткому электрическому освещению, вызывающему апсидно-чёрные тени, тёмные «провалы» в пространстве, выхолощенный цвет. Фресковой живописи при таком подходе неизбежно отводилась роль вспомогательного декоративного элемента, т.к. исследователи заостряли внимание зрителя только на фрагментах и деталях, не дающих представления об особенностях композиций и архитектуры, пространственном развитии всей росписи в целом».

Открытие фресок Дионисия

Фотохудожнику удалось создать неповторимый материал — свыше 500 фотографических композиций архитектурного пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, его природного и социального контекста. Новая концепция съёмок и показа фресок уникальна для мировой музейной и книжной практики, обеспечив недостижимое ранее качество и целостность их восприятия. По сути, это открытие фресок Дионисия обществу в современном изобразительном формате.

Проект «Свет фресок Дионисия — миру» имеет несколько задач: расширить границы восприятия и, создав качественно новый материал, сделать уникальный цикл росписей выдающегося мастера достоянием широкой отечественной, а в перспективе — и зарубежной аудитории; привлечь внимание специалистов-искусствоведов, фотографов, издателей и музейных работников России и других стран к принципиально новым подходам в осмыслении и раскрытии подобных памятников культуры.

Особенности проекта

Проект Юрия Холдина, сочетающий свежий авторский взгляд с новейшими технологиями, разрушил стереотипы в изучении пространственной фресковой иконописи. Из-за одностороннего представления ферапонтовских фресок, они существовали в отечественной культуре как бы «на обочине». Подход Холдина впервые представил целостное восприятие храмового пространства, создавая впечатление «неба на земле». Фотохудожник нашел световой камертон, погружающий зрителя в единое цветовое пространство собора.

Эта работа одновременно художественная и научная. Высокое качество воспроизведения связано с новаторскими разработками в области физики света и цветоведения. По мнению специалистов, это не только «переворот в искусствоведении и книгоиздании», но и «рождение нового жанра», открывающего «жизнь иконописных образов в сакральном пространстве». Художественный перевод Холдина, как прозрачное стекло, преломил и собрал свет фресок, защитив авторское достоинство великого иконописца. Впервые зрители получили возможность увидеть Дионисия в новом свете, словно фрески переместились во времени и пространстве.

Эффект работ Холдина раскрывает духовное измерение образов собора. Это эффект обратной перспективы, вовлекающий человека в образный строй иконы, а не оставляющий его сторонним наблюдателем. Работы Холдина можно определить как «икона иконы» или «созерцание созерцания». Его перевод с языка фресковой иконописи на язык светописи — это опыт видения и откровения, исключающий ремесленный повтор. Фотография, строящаяся по законам линейной перспективы, передает глубину времени и показывает иконописные образы без искажений, усиливая объем и полифонию классического наследия. Светописный образ собора, представленный глазами современного художника, обрёл новую жизнь и привлекает всё более широкую аудиторию.

Авторы

Холдин Юрий Иванович

(15.08.1954 – 29.07.2007) – московский фотохудожник и издатель, член Союза кинематографистов России (с 1989 г.) и Международного художественного фонда (с 2003 г.), член IFPO, фотожурналист международного агентства American image press (квалификация ААА, с 1993 г.).

Данилова Екатерина Владимировна

(19.04.1963, Москва) – искусствовед, член Союза писателей России . Тема работ – исследование богословских начал в искусстве. Соавтор исследовательской части проекта Ю. Холдина «Свет фресок Дионисия – миру». 

ПУБЛИКАЦИИ