Дионисий

Творчество Дионисия (от 1430-1440гг до 1502-1508гг) получает широкую известность и признание современников с 60-х годов XVв. Самое раннее из известных работ художника — фрески собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре, созданный между 1467 и 1476 гг. В 1481г. Дионисий создаёт фрески и иконостас Успенского собора Московского Кремля. Приблизительно в то же время им написаны иконы для деисусного чина для Спасо-Каменного монастыря. Во второй половине 80-х годов XVв. Дионисий расписывает Успенский собор Иосифо — Волоколамского монастыря и создаёт иконы для иконостасов нескольких церквей этой обители. После 1483г. (точное время не установлено) Дионисий работает над фресками церкви Спаса в Чигасовом монастыре. В 1499/1500 гг. им написаны иконы для Павло-Обнорского монастыря: «Спас в силах», «Распятие», «Уверение Фомы ». Большая часть работ, известных по историческим источникам не дошла до нашего времени. Сохранились некоторые иконы его письма. Среди них: «Одигитрия» московской церкви Вознесения, «Сошествие во ад», образ «Одигитрии» и др. иконы из иконостаса церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (ок. 1502г.) наиболее известны из икон, приписываемых Дионисию: житийные иконы «Дмитрий Прилуцкий» из Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой, «Митрополит Пётр» и «Митрополит Алексий» из Успенского собора Московского Кремля.

 В этой связи – поистине бесценен дошедший до нас в уникальной сохранности и почти в первозданном виде полный цикл фресок собора Рождества Богородицы в Ферапонтова монастыря (1502), который расположен в 570 км. к северу от Москвы (ныне Вологодская обл.). 

Имя современника знаменитых творцов эпохи Возрождения Микеланджело и Леонардо да Винчи стоит в ряду великих русских иконописцев – Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва. Творчество Дионисия, это «изобразительный  апофеоз  русской святости, как оно сложилось в соответствии с заветами преподобного Сергия Радонежского». Дионисий вместе с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублёвым олицетворяет Золотой век иконописи (XIV-XVвв.) — время необычайного расцвета богословской мысли, явленной на Руси в совершенстве художественного творчества. Их произведения – вершина «богословия в красках», явление поистине уникальное и неповторимое. Их творчество стоит особняком не только в русской, но и мировой художественной культуре. Именно Дионисий в своих произведениях в полной мере раскрыл духовную связь человека с Богом. Человек и мир, преображённый действием Божественнного света, в иконописании после Дионисия никогда уже не были воплощены с такой духовной мощью, силой художественного совершенства.

Фрески Ферапонтова монастыря

Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода XI-XV вв. русской средневековой культуры. Уже по этой причине они имеют уникальное значение, несравненно возрастающее из-за авторства гениального мастера, которого его современники называли «мудрым», «пресловущим паче всех в таковом деле», «началохудожником живописания» на Руси. Площадь фресковой живописи составляет около 700 кв.м. и включает в себя порядка трехсот композиций художника. Фрески Ферапонтова монастыря занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Изысканная колористическая гамма, тончайшие переходы тонов и цветов в живописи Дионисия по праву дают основание считать его величайшим художником и колористом. Но именно эти достоинства никогда не поддавались целостному изучению и детальному рассматриванию в  стенах собора Рождества Богородицы    Ферапонтова   монастыря.

Малодоступность   из-за удалённости от столицы и из-за проблемы сохранности древних фресок, требующих создания для них в стенах собора особого микроклимата и температурного режима, никогда ранее не позволяла приблизиться столь сокровенно к каждой композиции мастера. Долгая жизнь уникального памятника требует сегодня беречь и сохранять его. И ещё не так давно эта проблема становилась едва ли не главным препятствием для изучения фресок.

Фотооткрытие XXI века

Фотооткрытием XXI века называют проект Юрия Холдина. Новый изобразительный формат представления вершинного труда Дионисия – словно новый этап его жизни. Мы можем сегодня видеть воочию и воспринимать неповторимую светоносную силу русской фрески эпохи её наивысшего расцвета в той степени подлинности, как во многих отношениях не удаётся даже в Ферапонтово. Те, кто бывал там хоть раз, понимают, как недостаточно 15-минутной экскурсионной программы, чтобы «объять необъятное». Выставочный проект Холдина решил проблему доступности и сохранности фресок одновременно: возможность изучения каждой из 300 композиций Дионисия достижима теперь не только узкому кругу специалистов, а каждому, кто понимает ценность древней русской иконы. Композиционная выверенность и колористическая гармония фото-фресок, создающих эффект присутствия в самом соборе, позволяет нам многое видеть теперь глазами самого творца фресок – без перспективных искажений. А ведь немалая часть стенописных образов расположена в полусферических сводах собора, на 10-20-метровой высоте. Выставочный формат представления фото-фресок не имеет временных ограничений, защищая и одновременно открывая осмысленный доступ к оригиналу, позволяет не раз возвращаться и созерцать образы фресок в их бесконечной многогранности: фокусируя внимание то на гармонии росписи в архитектурном и свето-воздушном пространстве собора, то на смысловых и художественных акцентах каждой композиции. Дионисий в проекте открывается в той степени приближения к оригиналу, как его никогда не могли видеть даже специалисты.

Духовное пространство Руси немыслимо без православных монастырей Русского Севера. Паломничая от Троице-Сергиевой Лавры до островных монастырей Ладожского озера и Белого моря, не обойти Белозерского края – Русской Фиваиды на севере. Русский писатель и историк Андрей Муравьёв писал: «Преподобный Сергий стоит во главе всех на южном краю сей чудной области и посылает внутрь её своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл, на другом её краю, приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие». На этой земле, облагороженной с конца XIV столетия множеством основанных здесь православных обителей, стоит и Ферапонтов монастырь, слава которого приумножилась и до сего дня притягивает внимание всего мира благодаря фресковым росписям собора Рождества Богородицы, созданным великим русским иконописцем второй половины XV века Дионисием.

На протяжении пяти веков большая часть монументальных работ выдающихся художников эпохи исихазма, давшей небывалый расцвет иконописи на Руси – Феофана Грека, Даниила Чёрного, преподобного Андрея Рублёва, Дионисия, – погибла. Но фрески Ферапонтова монастыря уцелели и донесли до наших дней тончайшую красоту православной культуры XV столетия, которая так и осталась недосягаемым идеалом. Впоследствии этот дионисиевский труд станет камнем преткновения для многих. Будут подражать стилю, пытаться воспроизвести его композиции, вплоть до буквального копирования, но никому уже не удастся передать этот особый, явленный в творчестве Дионисия свет, преображающий бесконечную многокрасочность мира. Потрясающий по мощи и глубине богословской мысли цикл фресковых росписей храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре поражает воображение тех, кто соприкасается с этим творением.

Изучение фресок, принадлежность которых кисти Дионисия стала открытием в начале XX века, совпало со временем, когда разбрасывали камни (ср.: Еккл. 3,5), стоявшие во главе угла в эпоху расцвета Святой Руси. Иконописный канон поэтому интерпретировался как «единообразие приёмов»; видение художником красоты мира, приобщённого славе Божией, воспринималось как «эстетика в красках»; отсутствие внешней динамики, характерное для молитвенного предстояния, – как «недостаток» или черты церемониальной «парадности и торжественности»; светоносный центр – образ Фаворского света в дионисиевских композициях – называли «пустым центром»; а обратную перспективу, связанную с религиозным восприятием мира, пытались подчинить системе виртуальных геометрических расчётов, разрушавших не только цельность восприятия композиций, но и духовное их содержание.

…Дионисий выстраивал свою жизнь, как и большинство его соотечественников, соизмеряя её с Евангелием. В последние годы мы ощущаем, что, подобно «блудному сыну», устав питаться суррогатом чуждых России учений, наш народ, имеющий тысячелетнюю христианскую историю, возвращается к своим истокам. И единственный путь, на котором современному человеку, далёкому от напряжённой богословской мысли XV столетия, возможно приблизиться к постижению смысла созданных художником произведений, – обращение к корневым основам православной традиции: в ней подлинный источник творческого вдохновения великого мастера.

Смею надеяться, что проект «Свет Фресок Дионисия – миру» откроет возможность, долгие годы бывшую преимуществом узкого круга специалистов, увидеть ферапонтовские фрески в достаточно полном объёме и отнестись к этому светильнику нашей духовной культуры, зажжённому пятьсот лет назад верой и талантом Дионисия, вдумчиво и неспешно.

Фрагмент «Слова…» Юрия Холдина из альбома «Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого». — М., 2002.

ПУБЛИКАЦИИ