ПРОЕКТ «СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ» ПАМЯТНИК НАЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ЮРИЯ ХОЛДИНА Некоммерческая организация Фонд поддержки и развития проектов по созданию изобразительного материала, изданий и экспозиций нового поколения «Фрески Руси»

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

"ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ"

В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

С 13 ноября 2015 г. выставка "ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ" (полный ферапонтовский цикл Ю.Холдина) экспонируется в Новосибирском государственном художественном музее... Продолжение

ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТЕ НОВОСИБИРСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Выставку фоторабот Юрия Холдина открыли Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, директор Художественного музея С.М. Дубровин и вдова фотохудожника Е.В. Данилова...  Продолжение

ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру»

в НГХМ. Редакция радио "Логос" 18.11.2015

В Новосибирском Государственном Художественном Музее обрела своё временное пристанище экспозиция «Свет фресок Дионисия – миру», ранее располагавшаяся в Храме Христа Спасителя в Москве... Продолжение

ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Екатерина Данилова Соработники. Редакция радио "Логос" 23.11.2015

Екатерина Владимировна Данилова, подарившая новосибирцам возможность встречи с творчеством великого русского иконописца Дионисия, рассуждает о сложностях... Продолжение

Е.В. Данилова: "Вечный полдень Дионисия" (публикация в периодическом журнале НГХМ)

О фотооткрытии Дионисия написано немало. Можно о нем полемизировать, можно его принимать... Продолжение

Слово и Дело с Андреем Фефеловым. Выпуск №7. Екатерина Данилова. ВИДЕО

Екатерина Данилова о наследии замечательного фотохудожника Юрия Холдина и искусстве

 фотографии... Продолжение

Дионисий и Холдин: история шедевра. ВИДЕО

Интервью Екатерины Даниловой РИА

«Иван-Чай»... Продолжение

Беседы Евгения Данилова Свет фресок Дионисия

Искусствовед, вдова фотохудожника Юрия Холдина, Екатерина Данилова рассказывает о выставочно-художественном проекте «Свет фресок Дионисия»... Продолжение

Национальный проект без национального статуса Русская народная линия

О проблемах уникального образа представления фресок Ферапонтова монастыря в XXI веке… Продолжение

Братва и исихасты.

свет фресок Дионисия и ореол проблем

Сейчас уже все, в принципе способные понимать, понимают, что наш знаменитый мастер художественной фотографии Юрий Холдин – явление мирового масштаба... Продолжение

Умное делание

С 24 февраля в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" открывается новая выставка проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру". Это не просто рядовая выставка, а особая акция Продолжение...

В Москве представили фотопроект Юрия Холдина

«Свет фресок Дионисия – миру». Этот фотопроект Юрия Холдина в Москве демонстрируют не впервые. Но каждый такой показ не остается незамеченным. Ведь это возможность увидеть уникальные росписи, не выезжая из столицы. Продолжение

О свете фресок. Взгляд фотохудожника и исследователя

Суббота, 19 Мар, 14:00.  Встреча с Е.В. Даниловой.

О фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре известно из лекций искусствоведов и цветных альбомов. Но то, что открылось фотохудожнику Юрию Холдину, когда он увидел эти росписи... Продолжение

«Много званых» - рассказ о выставке в доме Нащокина

Беседа Антонины Арендаренко с Президентом Фонда "Фрески Руси" Екатериной Даниловой... Продолжение

Москва: выставка «Свет фресок Дионисия – миру»

В Москве, в старинном особняке «Дом Нащокина» проходит выставка фоторабот Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру». Проект позволяет увидеть своими глазами... Продолжение

Фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

 15 апреля 2016 года в 16.00 в Красноярском художественном музее

имени В.И. Сурикова  открывается фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия»... Продолжение

Выставка-презентация "Много званых" из Ферапонтовского цикла Юрия Холдина

Современной России – наследнице богатейшей культуры есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление... Продолжение

Е.В. Данилова в гостях программы "Утро на Енисее"

Включение. Музей Сурикова. Телеканал "Афонтово"

Наша культура. Телеканал Енисей. Красноярск. Олег Суслов

Ко дню памяти Ю. Холдина

Из архивов радио Радонеж

Накануне 9-ой годовщины памяти Ю.Холдина в эфире радио "Радонеж" прозвучала тема, которая приобретает особую актуальность в эпоху цифровых технологий.... Продолжение

Ставропольцы смогут увидеть фрески знаменитого иконописца

Министерство культуры Ставропольского края, фонд «Фрески Руси» (Москва), Ставропольский краевой музей

изобразительных искусств совместно с региональным отделением Союза художников России представляет проект Юрия Холдина... Продолжение

В Ставрополе открывается фотовыставка «Свет фресок Дионисия – миру»

12 сентября 2016 года в выставочном зале Ставропольской краевой организации «Союз художников России»  открывается выставка «Свет фресок Дионисия – миру»...Продолжение

Открытие выставки "Свет фресок Дионисия" в Ставрополе в рамках мероприятий форума "Золотой Витязь"

В рамках мероприятий VII Международного Славянского форума искусств в Выставочном зале Союза художников Ставрополя прошло открытие фотовыставки «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение

Свет Дионисия в фотоработах Юрия Холдина. Выставка в Ставрополе продлится до

12 октября

Фестиваль «Золотой Витязь», проходящий сейчас на Ставрополье, познакомил жителей краевого центра с уникальным проектом «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение

Проект «Свет фресок Дионисия – миру» в Ставрополе: любовь, проникшая сквозь столетия

Светлая вдохновенная атмосфера праздника, чистоты духа и безграничной любви поселилась в Ставрополе в выставочном зале Союза художников... Продолжение

Свет фресок Дионисия в Сибири.

Как творилось чудо

Публикация беседы Семёна Кожевникова с Е.В.Даниловой

Промыслительно в Красноярске оказалась выставка работ гениального фотохудожника Юрия Ивановича Холдина... Продолжение

С 21 по 28 октября 2016 г. фрагмент выставки Ю.Холдина экспонируется в Академии МЧС РФ.

В Вологодском музее-заповеднике представят фото фресок Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Выставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия» откроется 3 ноября в 15.00 в Юго-Западной башне Вологодского кремля... Продолжение

Увидеть фрески Ферапонтова монастыря глазами самого Дионисия можно в Вологодском музее-заповеднике

Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» открылась в Юго-Западной башне Вологодского кремля. На ней представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение

«Небесный Иерусалим Дионисия»

Новая встреча с Ферапонтовским циклом проекта Юрия Холдина

  С 16 января 2017 г. в течение месяца в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" ЦС ВООПИИиК (Гагаринский пер., 4/2) почитатели проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру", хорошо известного в художественной среде, смогут увидеть вершинное творение конца XV века — фрески Ферапонтова монастыря... Продолжение

Новогодние праздники – последняя возможность для вологжан полюбоваться фотовыставкой «Свет фресок Дионисия»

Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» работает Юго-Западной башне Вологодского кремля. В экспозиции представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение

Видео. О личности и творчестве Юрия Холдина.

Интервью с Борисом Любимовым

Программа телеканала Царьград "Образ" от 23.01.2017 (фрагмент)

беседа с Екатериной даниловой

«Небесный Иерусалим Дионисия», беседа с президентом фонда «Фрески Руси» Е. Даниловой. Радио "Ранонеж"

Телеканал "Союз": В Москве открылась фотовыставка «Небесный Иерусалим Дионисия»

российская газета: В "Доме Нащокина" открылась выставка фресок

 Выставка Юрия Холдина "Небесный Иерусалим Дионисия" показывает авторский проект "Свет фресок Дионисия - миру", который впервые был масштабно представлен в Третьяковской галерее лет 10 назад. И на других крупнейших музейных площадках...Продолжение

3 - 18 марта  2018 г.

24 ноября - 24 декабря  2018 г.

Свет, цвет, душа и другие стройматериалы

05.08.2014.                                                                                                    Газета "ТРУД" , № 113

Юрий Холдин. Фотография из архива фонда "Фрески Руси".

Екатерина Данилова

 

 

Сегодня исполнилось бы 60 лет фотохудожнику и издателю Юрию Холдину, давшему новую жизнь фрескам Дионисия

Юрий Холдин трагически погиб семь лет назад, но его труды переживут века. И в этом нет никакого зряшного пафоса. Холдин вошел в историю современного искусства как автор просветительского проекта «Свет фресок Дионисия — миру». Его масштабная выставка (более 400 работ) с 2011 года работает в музее храма Христа Спасителя.

Впервые за более чем 500-летнюю историю знаменитые фрески Ферапонтова монастыря, которым посвящена работа фотохудожника, получили достойное представление на центральной столичной площадке. И все благодаря тому, что 12 последних лет своей жизни Холдин отдал исследованию и созданию беспрецедентного изобразительного материала, давшего фрескам Дионисия новую жизнь. Шедевр с полутысячелетней историей перестал восприниматься как реликт канувшей в Лету цивилизации. Благодаря свежему взгляду нашего современника он органично вошел в пространство современной культуры. Образ этой уникальной пространственной росписи, сохранившейся в русской глубинке на Вологодчине в первозданной целостности и в начале XXI века заново открытой для нашего времени Юрием Холдиным, можно теперь видеть в постоянной экспозиции.

Вышедший в 2002 году альбом Юрия Холдина «Сквозь пелену пяти веков» стал откровением для ценителей древнерусского искусства. Как и первая передвижная выставка в 2006-м, стартовавшая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Так где же истоки столь счастливого труда двух подвижников — древнего и современного? Что-то же тянуло Холдина в начале 1990-х на Соловки, на эту русскую Голгофу, где так тесно оказались переплетены предательство, богооставленность, крестные страдания и — Воскресение, пасхальная радость. Именно это увидел на Соловках Холдин, начиная важнейший этап своей творческой жизни.

До него фотографы, пытавшиеся добиться единого освещения, всегда снимали фрески ночью. Чтобы исключить влияние переменчивого дневного света, они использовали иcкусственный фронтальный свет, а такой прием грубо искажает цвет, создает тени и черные провалы в пространстве собора. Либо предшественники Холдина вообще при съемке отказывались от передачи пространственной перспективы, обрезали изысканные композиции Дионисия и подавали их как вырванный из контекста фрагмент.

Юрий Холдин первым стал снимать днем. Он нашел свои приемы для передачи колористической гармонии фресок при тех сложных условиях переменчивого дневного света, когда, казалось бы, по законам физики правильно передать цвет невозможно.

Фотографы и кинематографисты знают, что цвет — одна из самых капризных материй. Существует даже такое понятие, как «цветовая температура света». Нужно было непрестанно просчитывать эту температуру света, чтобы выдерживалась ровная, однородная колориметрия при создании огромного цикла работ. Работая несколько лет в разное время дня, он создавал для пленки идеальные условия, выравнивая разнородный световой диапазон освещенности собора, чтобы пленка постоянно видела полдень солнечного дня.

«Я заставлял пленку увидеть так, как человек видит это во время литургии, когда включаются паникадила, горят свечи:» — объяснял Юрий. Причем под каждую композицию он создавал индивидуальную схему освещения, находил одну единственно правильную точку съемки, не допускающую перспективных и смысловых искажений. Тем самым не допускал ни малейших погрешностей в передаче не только трехмерного пространства собора, но и четвертого — духовного измерения, составляющего душу фрески.

«Для профессионала не существует мелочей» — для Холдина это было одним из главных правил жизни. Компромисные решения для него были неприемлемы — в силу особой профессиональной честности. И потому он не только постоянно отслеживал фотографические оттиски своих выставочных работ, не оставляя права на существование работам несовершенным, но даже типографский тираж ревностно просматривал, не желая из своих рук выпускать в мир даже минимальные отклонения от эталонных цветопроб, подготовленных им как паспорт фрески по цвету. А ведь это, казалось бы, неизбежно и допустимо при печати массового тиража. Но не принимала таких допусков ни при каких условиях душа художника!

Адекватное прочтение ферапонтовского цикла, где так счастливо соединились для нас гений русского иконописца XV века и талант современного мастера фотоискусства, вызвало мгновенный и глубокий резонанс. «Когда я увидел книгу Юрия Ивановича Холдина, я понял, что это сделано человеком, который не просто фотограф, а для которого фрески Дионисия стали одной из главных составляющих его жизни. Это еще до знакомства с ним. И когда он ко мне пришел рассказать, что же такое эта его книга, о своих планах, я понял, что он из людей одержимых. Одержимых идеей. И мне с ним было очень интересно общаться. С какой теплотой он говорил о таких, казалось бы, механических вещах, как новая бумага, на которой работы печатаются, о каких-то придуманных приспособлениях для фотоаппарата — говорил об этом как о живых вещах! Вообще этот фонд «Фрески Руси» с проектом «Свет фресок Дионисия — миру» я считаю одним из интереснейших проектов, это как бы наш ответ Чемберлену», — вспоминал Савва Ямщиков.

Аналитиками искусства проект Холдина был назван переворотом в искусствоведении и книгоиздании одновременно. И книга-фотоальбом «Много званых. Памяти Юрия Холдина», выпущенная к юбилею мастера, стала тому подтверждением.

«Творчество Дионисия — это явление Духа и Силы, а Юрий Холдин соединил своим творчеством эпоху Дионисия с нашей современностью, создал совершенно уникальное произведение, — говорит протоиерей Леонид Калинин. — Он сумел донести до нас без теней, без тьмы, в Свете Божием, в красоте, в полноте всей этой живописи то, что мы с вами вряд ли сможем увидеть когда-нибудь, даже если придем в ферапонтовский храм Рождества Пресвятой Богородицы: Сумел создать действительно что-то значимое, что-то такое, над чем время не властно».

 

Голоса

Юрий Кублановский, поэт

 

— Жизнь Юры была творческим горением и служением. Теперь, осваивая его фотохудожественное наследие, проясняем для себя, насколько же оно значительно. Сто лет назад Игорь Грабарь и Александр Бенуа по-новому открыли России искусство Древней Руси. Фоторабота Юрия Холдина над фресками Дионисия — сродни той, начала прошлого века...

 

Борис Любимов, ректор Щепкинского училища

 

— Встреча с Юрием Холдиным оказалась для меня неожиданной и загадочной, и загадку эту придется разгадывать до конца дней. Почему есть у работ Юрия такие названия — «В пространстве света», «Свет уходящего дня», «Закатный луч»?.. В названиях нередко звучит тема света, исходившего от его собственной незаурядной личности и кратковременности его жизни.

 

"Свет, цвет, душа и другие стройматериалы." На сайте www.trud.ru

ДРУГИЕ НОВОСТИ

®©ПРОЕКТ "СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ"

Просветительская программа www.dionisy.ru

Программирование сайта: НО Фонд "Фрески Руси"

Дизайн сайта: Кирилл Холдин

 

В оформлении сайта www.dionisy.ru использованы фотоработы

Ю.И.Холдина из серий "Фрески Ферапонтова монастыря" и "Соловецкая Голгофа"

Copyright © Фонд "Фрески Руси"

Фотографии транслируются со слабым разрешением и для полиграфии

непригодные. При полном или частичном использовании их на своих

сайтах ссылка на авторство и на www.dionisy.ru обязательна.

Пресс-служба Фонда "Фрески Руси".

2002-2021  гг.