03.10.2012 Литературная газета
Юрий Холдин
Музей храма Христа Спасителя и фонд «Фрески Руси» представляют выставку фотографических произведений Юрия Холдина, который в течение восьми лет, с 1995 по 2002 год, на собственные средства проводил съёмку фресок собора Рождества Богородицы в Ферапонтове, созданных в XV веке знаменитым иконником Дионисием.
Наряду с Андреем Рублёвым и Феофаном Греком Дионисий Мудрый, как звали его современники, одна из ярчайших фигур золотого века древнерусской иконописи. Цикл росписей, созданных Дионисием в Ферапонтовом монастыре в 570 км от Москвы, занесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включён в Государственный свод особо ценных объектов народов России. Открытые заново искусствоведами в начале ХХ века, бережно хранимые музейными сотрудниками в самые трудные годы гонений на Церковь, в начале ХХI века фрески Дионисия приблизились к зрителям благодаря подвижническому труду Юрия Холдина. У художника появились свои зрители, которые приходят на каждую новую выставку его работ.
Постоянные наши читатели знают, что проект был показан в Третьяковской галерее и Музее Новгородского кремля, залах Санкт-Петербургской академии художеств и Аптекарском приказе МУАРа, музее-заповеднике «Коломенское» и в Политехническом музее, Музее декоративно-прикладного искусства и ЦВЗ «Манеж». Впервые выставка фотопроизведений Юрия Холдина демонстрируется на площадке церковного музея. Но это не единственная особенность нынешней экспозиции, подготовленной фондом «Фрески Руси», работающим с 2007 года под руководством Екатерины Даниловой, вдовы художника, при участии партнёров известного проекта, при поддержке его друзей и почитателей. Гордимся, что «ЛГ» не раз писала о проекте Юрия Холдина. Более 100 из 260 работ мастера светописи представлены впервые. Новая выставка также чрезвычайно любопытна тем, что позволяет увидеть истоки пути художника к проекту, ставшему итогом всех его творческих исканий. Она связывает тему «Северной Фиваиды», многотрудных съёмок фресок Дионисия, с опытом, пережитым Холдиным во время посещения Соловков.
На первый взгляд это совершенно разные фотографические серии. Соловецкая делалась в 1992 году, работа в Ферапонтове началась три года спустя. Съёмка в Ферапонтове ставила целью пластикой искусства фотографии приблизить современного зрителя к осмысленному восприятию замысла великого иконописца Святой Руси. На Соловках же Холдина интересовала тема жизни, в конце ХХ столетия вновь возвращающейся на место разрушенной, политой кровью мучеников древнейшей обители – «форпоста Северной Фиваиды».
Тема, которая волновала Холдина прежде всего, и в том и в другом случае прочитывается в его видении общего в таких, казалось бы, на первый взгляд разных судьбах святых мест России. Судьба ферапонтовских фресок, на первый взгляд благополучных с точки зрения сохранности, на деле оказывается не менее трагичной, чем судьба разрушенных в прямом смысле пострадавших в ХХ веке святынь. Как это ни парадоксально, но объединяющая сила художественного видения даёт нам увидеть, что фрески Дионисия, претерпевавшие в годы атеистического лихолетья ужасающие искажения в искусствоведческих интерпретациях, в полиграфическом и копийном вариантах показа их, пострадали в нашем восприятии не менее, чем руинированые храмы Соловецкого монастыря.
Изысканная красота фресок и северной русской природы, открывшиеся нам глазами Холдина, соседствуют на выставке с образами, вызывающими чувство тревоги за судьбу мира тончайшей божественной Красоты. «Рана» – образ фрески с пробитой стеной, пугающий нас своей зияющей пустотой… Пламя цветов анзерского иван-чая, сквозь заросли которого далеко вдали виднеется пробитая крыша старой деревянной церкви; серые валуны на берегу озера и странный, изъеденный солью моря и ветрами обломок тёсаного дубового креста, устремлённый ввысь; крестный ход, словно спускающийся с неба, и фрагмент валунной кладки стены, сквозь которую пробиваются живые цветы…
Соловки Холдина – это не пространство пейзажа и тем более не мир архитектуры. Можно подумать, что речь идёт о следах времени, его разрушительной власти. Иначе говоря, вроде бы перед нами знакомый мотив руин, известный в европейском искусстве со времён возрождения. На гравюрах и картинах европейских мастеров возникали развалины античных храмов, колонн, остатки форумов и цирков. Они были знаками исчезнувшего гармонического мира. Картина Пуссена с пастухами, отдыхающими у гробницы с надписью «И я был в Аркадии», тому уже хрестоматийное свидетельство. Власть времени ассоциировалась с властью природы. Попросту говоря, мотив руин неизбежен в вечной песне о встрече цивилизации и природы, времени и человека.
Но если присмотреться к тому, какие именно «руины» выбирает на Соловецких островах Юрий Холдин, то ничего похожего мы не найдём. Дело не в том, что нет отстранённого любования красотами древней цивилизации. Лестница на Секирной горе была последней дорогой для сотен узников СЛОНа… Обломок тёсаного дуба – основание сломанного креста на берегу озера Анзер. Да и пробоина в крыше старой церкви не похожа на результат северного шторма… «Руины», которые выбирает фотохудожник, связаны не с трагедией власти природы над творениями человека, а с трагедией расправы одних людей над другими. Иначе говоря, это не следы времени вообще, а следы вполне конкретного времени в России ХХ века.
Холдин снимал Соловки в 1992 году, когда на Секирной горе устанавливался Поклонный крест. Удивительно ли, что для него тема трагической истории заключённых Соловецкого лагеря особого назначения, среди которых было очень много священников, связалась прочно с темой Голгофы. Фотография северных «руин» для него становилась свидетельством очевидца – о боли и трагедии. И – об искупительной жертве мучеников.
Но в христианском представлении Голгофа не финал. Вслед за ней должно идти Воскресение. Обращение к целостному образу собора Рождества Богородицы с сохранившимися фресками Дионисия, с этой точки зрения, было возвращением к началу начал.
Надо ли добавлять, что именно поэтому нынешний показ проекта Юрия Холдина в Музее храма Христа Спасителя выглядит ещё одним символическим подтверждением этому?
Иван ВАСИЛЬЕВ
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
"ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ"
В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ
С 13 ноября 2015 г. выставка "ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ" (полный ферапонтовский цикл Ю.Холдина) экспонируется в Новосибирском государственном художественном музее... Продолжение
ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТЕ НОВОСИБИРСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Выставку фоторабот Юрия Холдина открыли Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, директор Художественного музея С.М. Дубровин и вдова фотохудожника Е.В. Данилова... Продолжение
ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру»
в НГХМ. Редакция радио "Логос" 18.11.2015
В Новосибирском Государственном Художественном Музее обрела своё временное пристанище экспозиция «Свет фресок Дионисия – миру», ранее располагавшаяся в Храме Христа Спасителя в Москве... Продолжение
ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Екатерина Данилова Соработники. Редакция радио "Логос" 23.11.2015
Екатерина Владимировна Данилова, подарившая новосибирцам возможность встречи с творчеством великого русского иконописца Дионисия, рассуждает о сложностях... Продолжение
Е.В. Данилова: "Вечный полдень Дионисия" (публикация в периодическом журнале НГХМ)
О фотооткрытии Дионисия написано немало. Можно о нем полемизировать, можно его принимать... Продолжение
Слово и Дело с Андреем Фефеловым. Выпуск №7. Екатерина Данилова. ВИДЕО
Екатерина Данилова о наследии замечательного фотохудожника Юрия Холдина и искусстве
фотографии... Продолжение
Дионисий и Холдин: история шедевра. ВИДЕО
Интервью Екатерины Даниловой РИА
«Иван-Чай»... Продолжение
Беседы Евгения Данилова Свет фресок Дионисия
Искусствовед, вдова фотохудожника Юрия Холдина, Екатерина Данилова рассказывает о выставочно-художественном проекте «Свет фресок Дионисия»... Продолжение
Национальный проект без национального статуса Русская народная линия
О проблемах уникального образа представления фресок Ферапонтова монастыря в XXI веке… Продолжение
Братва и исихасты.
свет фресок Дионисия и ореол проблем
Сейчас уже все, в принципе способные понимать, понимают, что наш знаменитый мастер художественной фотографии Юрий Холдин – явление мирового масштаба... Продолжение
С 24 февраля в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" открывается новая выставка проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру". Это не просто рядовая выставка, а особая акция Продолжение...
«Свет фресок Дионисия – миру». Этот фотопроект Юрия Холдина в Москве демонстрируют не впервые. Но каждый такой показ не остается незамеченным. Ведь это возможность увидеть уникальные росписи, не выезжая из столицы. Продолжение
Суббота, 19 Мар, 14:00. Встреча с Е.В. Даниловой.
О фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре известно из лекций искусствоведов и цветных альбомов. Но то, что открылось фотохудожнику Юрию Холдину, когда он увидел эти росписи... Продолжение
Беседа Антонины Арендаренко с Президентом Фонда "Фрески Руси" Екатериной Даниловой... Продолжение
В Москве, в старинном особняке «Дом Нащокина» проходит выставка фоторабот Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру». Проект позволяет увидеть своими глазами... Продолжение
имени В.И. Сурикова открывается фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия»... Продолжение
Современной России – наследнице богатейшей культуры есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление... Продолжение
Накануне 9-ой годовщины памяти Ю.Холдина в эфире радио "Радонеж" прозвучала тема, которая приобретает особую актуальность в эпоху цифровых технологий.... Продолжение
Министерство культуры Ставропольского края, фонд «Фрески Руси» (Москва), Ставропольский краевой музей
изобразительных искусств совместно с региональным отделением Союза художников России представляет проект Юрия Холдина... Продолжение
12 сентября 2016 года в выставочном зале Ставропольской краевой организации «Союз художников России» открывается выставка «Свет фресок Дионисия – миру»...Продолжение
В рамках мероприятий VII Международного Славянского форума искусств в Выставочном зале Союза художников Ставрополя прошло открытие фотовыставки «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение
Фестиваль «Золотой Витязь», проходящий сейчас на Ставрополье, познакомил жителей краевого центра с уникальным проектом «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение
Светлая вдохновенная атмосфера праздника, чистоты духа и безграничной любви поселилась в Ставрополе в выставочном зале Союза художников... Продолжение
Промыслительно в Красноярске оказалась выставка работ гениального фотохудожника Юрия Ивановича Холдина... Продолжение
Выставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия» откроется 3 ноября в 15.00 в Юго-Западной башне Вологодского кремля... Продолжение
Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» открылась в Юго-Западной башне Вологодского кремля. На ней представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение
С 16 января 2017 г. в течение месяца в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" ЦС ВООПИИиК (Гагаринский пер., 4/2) почитатели проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру", хорошо известного в художественной среде, смогут увидеть вершинное творение конца XV века — фрески Ферапонтова монастыря... Продолжение
Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» работает Юго-Западной башне Вологодского кремля. В экспозиции представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение
3 - 18 марта 2018 г.
24 ноября - 24 декабря 2018 г.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
®©ПРОЕКТ "СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ"
Просветительская программа www.dionisy.ru
Программирование сайта: НО Фонд "Фрески Руси"
Дизайн сайта: Кирилл Холдин
В оформлении сайта www.dionisy.ru использованы фотоработы
Ю.И.Холдина из серий "Фрески Ферапонтова монастыря" и "Соловецкая Голгофа"
Copyright © Фонд "Фрески Руси"
Фотографии транслируются со слабым разрешением и для полиграфии
непригодные. При полном или частичном использовании их на своих
сайтах ссылка на авторство и на www.dionisy.ru обязательна.
Пресс-служба Фонда "Фрески Руси".
2002-2021 гг.