ПРОЕКТ «СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ» ПАМЯТНИК НАЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ЮРИЯ ХОЛДИНА Некоммерческая организация Фонд поддержки и развития проектов по созданию изобразительного материала, изданий и экспозиций нового поколения «Фрески Руси»

Утрата духовных корней — это, по сути дела, тупиковый путь в искусстве

08.04.2012

На вопросы о фотохудожнике Юрии Холдине, сумевшем запечатлеть и оставить в наследство потомкам красоту фресок Дионисия, ответила его вдова и правообладатель творческого наследия Екатерина Данилова, Президент фонда «Фрески Руси». Поводом обратиться к Екатерине Владимировне послужило участие фонда в музыкальном проекте «Страна Воскресения», где звучат «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова.

 

— Несколько слов о проекте «Страна Воскресения», пожалуйста.

— «Песнопения и молитвы» Свиридова писались приблизительно в то же время, когда Юрий Иванович Холдин создавал свой проект «Свет Фресок Дионисия — миру». Эти два произведения очень созвучны с моей точки зрения, а также с точки зрения осмысления тех процессов, которые у нас в России происходят. Во время концерта во всей полноте раскрывается образ России, которая возрождается, возвращается к своим истокам.

— Кому принадлежит идея соединить показ фресок с исполнением цикла «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова?

— Соотнести пластику Дионисия и музыку пришло в голову Алексею Пузакову, художественному руководителю хора Третьяковской галереи. «Молитвы и песнопения» — своего рода художественный перевод Георгием Свиридовым пения из церковного обихода на музыкальный язык для светского концерта. Музыкальные образы Свиридова и фрески, вернее, то, как они переданы в фотографии — необыкновенно светоносные, потому что эти два искусства друг к другу тяготеют.

— Расскажите, пожалуйста, как и когда родилась идея замечательного проекта «Свет фресок Дионисия — миру».

— Проекту «Свет фресок Дионисия — миру» Юрий Иванович Холдин посвятил последние 12 лет жизни. Теперь — благодаря его труду — мы имеем возможность восхищаться образами древнерусских фресок, существующими в сложном объёмном световоздушном пространстве древнерусского храма. Передать красоту фресок всегда было проблематично. В известной монографии Георгиевского 1911 года прямо говорится о невозможности передачи современными средствами светоколористической гаммы Дионисия и тех воздушно красочных эффектов, которые составляют суть этой росписи. Кто-то пытался копировать фрески, но копия — это интерпретация современного художника, она не может передать «душу фрески». Кто-то пытался фотографировать фрески, чтобы разместить Дионисия в искусствоведческих альбомах. Было огромное количество публикаций, но ни одной удачной, потому что съёмка в световоздушном пространстве храма осложняется постоянной переменой света, при которой невозможно правильно передать цвет фресок. В 1994 году Юрий Иванович приехал в Ферапонтов монастырь и увидел эту необыкновенную палитру Дионисия. Когда он стал изучать историю вопроса, то понял, почему на протяжении почти ста лет никому не удавалось запечатлеть этот памятник.

— Не могли бы Вы рассказать нам подробнее, в чём суть метода Юрия Холдина, как ему удалось так замечательно передать все достоинства творений Дионисия?

— Юрию Холдину, как художнику, надо было выбрать некий эталон цветовых соотношений, чтобы все 300 сохранившихся фресковых композиций «раскрылись» зрителю в соответствии с замыслом Дионисия. За эталон художником был взят полдень солнечного дня, т.е. время для этих образов кульминационное, потому что фрески писались для молитвы, для служебных целей, а это как раз время Божественной Литургии. Это решение помогло Юрию Ивановичу выполнить все фотографические композиции фресок в едином светоколористическом ключе. И они сразу заиграли, ожили, ведь фрески — это пространственные образы, они все время — в развитии. Никто до Холдина не ставил перед собой задачу именно таким образом, фотография воспринималась мастерами утилитарно, как нечто прикладное. Фотографы просто делали снимки фресок по заказу искусствоведа: снимали даже ночью… и пересвечивали фронтальным светом, искажая при этом цвет, и саму фреску. По сути дела, снимали плоскостно, как вот икону, которая задана определенными параметрами доски. И такая подмена происходила на протяжении целого столетия, только Юрию Холдину удалось перевести фрески на язык светского искусства фотографии «без потерь». Причем, в новом изобразительном формате переданы не только объём, свет и цвет, но и фактура — все эти трещины, утраты, патина времени. Неслучайно первый альбом, где был показан во всей полноте этот цикл Дионисия, так и был назван — «Сквозь пелену пяти веков». В 2002 году альбом стал событием года! Между прочим, на основании его фотографических произведений впервые зашёл разговор даже о канонизации Дионисия. В дежурном музейном освещении эти образы невозможно было хорошо рассмотреть, ведь некоторые из них находятся на двадцатиметровой высоте!

— Юрий Холдин интересовался только древним творчеством или современным тоже?

— Во всём мире искусство фотографии развивалось в двух направлениях. Одно — это фотографическое отображение мира, следование принципу осмысленного показа. Среди фотографов с мировым именем, работавших в этом направлении, один из самых известных — это Эдвард Уэстон. Примерно в этом ключе работал и Юрий Иванович. Второе направление предполагает какие-то реконструкции, например, пиктореализм, рекламная продукция. Это практическое, утилитарное направление. А для Юрия Холдина было важно, осмыслить и показать время, в котором мы живём. Но это осмысление, по его мнению, должно происходить непременно через обращение к нашим истокам, традициям, художественным и духовным корням. Без знания Дионисия мы не можем развиваться во всей полноте, и утрата этих корней — это по сути дела тупиковый путь в искусстве. Условная датировка этих фресок — 1500–1502 годы, на простенке северной двери нашли надпись «писцы Дионисий иконник со своими чады». Это удивительно, ведь мы не знаем ни одной подписанной работы, ни Рублева, ни кого-либо ещё из великих иконописцев. Это единственный памятник, который имеет автора. И эти фрески никогда не подновлялись кистью другого иконописца. При реставрации было принято решение снять только верхний пылевой биологический слой, не затрагивая структуры самой фрески. И их уникальность в том, что они в совершенно потрясающей сохранности — пятьсот лет, а утраты минимальны!

— Как Юрий Иванович пришёл к «своей теме» в творчестве? Почему именно иконы, ведь работа над фресками сложна, а ответственность перед памятью древнего художника и перед нашей культурой — огромна?

— Интерес к прошлому, к духовным истокам по времени совпал с его зрелостью, как художника, как мастера. К тому времени Юрий Иванович уже был достаточно известным мастером, у него уже были международные награды. Но в 1989 году он почувствовал, что все происходящее не приносит ему удовлетворения. Ему хотелось реализовать своё мастерство в какой-то очень большой, великой теме. В 1991 году он поехал на Соловки — пожалуй, это была первая попытка рассказать о судьбе России. Затем уже был Ферапонтов монастырь… Это подвижническая работа, потому что она делалась не на заказ. Это первый случай обращения мастера такого уровня к искусству древней русской фрески. Работа над фресками длилась почти десять лет — каждую композицию надо было передать без перспективных искажений, а это значит, надо было выстраивать леса и под каждую композицию искать одну-единственную точку съёмки. Только так, кропотливым трудом, можно было раскрыть замысел Дионисия и показать, как фрески существуют в пространстве храма. Сегодня искусство Холдина называют ещё Богословской светописью — ведь это не просто обычная фотография, это образ мысли фотохудожника, который проник в суть творчества Дионисия, сделав при этом невидимым свое присутствие. В этом огромное достоинство этой работы! Сейчас, в преддверии Пасхи, это искусство несёт свет в мир, свет Божественный, свет «Страны Воскресения». Этот свет возрождается, воскресает в нашей культурной реальности.

 

Беседовала Ирина Стоклицкая

 

Беседа с вдовой фотохудожника Юрия Холдина на сайте www.radostmoya.ru

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

"ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ"

В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

С 13 ноября 2015 г. выставка "ВЕЧНЫЙ ПОЛДЕНЬ ДИОНИСИЯ" (полный ферапонтовский цикл Ю.Холдина) экспонируется в Новосибирском государственном художественном музее... Продолжение

ИНФОРМАЦИЯ НА САЙТЕ НОВОСИБИРСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Выставку фоторабот Юрия Холдина открыли Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, директор Художественного музея С.М. Дубровин и вдова фотохудожника Е.В. Данилова...  Продолжение

ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру»

в НГХМ. Редакция радио "Логос" 18.11.2015

В Новосибирском Государственном Художественном Музее обрела своё временное пристанище экспозиция «Свет фресок Дионисия – миру», ранее располагавшаяся в Храме Христа Спасителя в Москве... Продолжение

ПЕРЕДАЧА СВЕТЛАНЫ БОБРОВОЙ: Екатерина Данилова Соработники. Редакция радио "Логос" 23.11.2015

Екатерина Владимировна Данилова, подарившая новосибирцам возможность встречи с творчеством великого русского иконописца Дионисия, рассуждает о сложностях... Продолжение

Е.В. Данилова: "Вечный полдень Дионисия" (публикация в периодическом журнале НГХМ)

О фотооткрытии Дионисия написано немало. Можно о нем полемизировать, можно его принимать... Продолжение

Слово и Дело с Андреем Фефеловым. Выпуск №7. Екатерина Данилова. ВИДЕО

Екатерина Данилова о наследии замечательного фотохудожника Юрия Холдина и искусстве

 фотографии... Продолжение

Дионисий и Холдин: история шедевра. ВИДЕО

Интервью Екатерины Даниловой РИА

«Иван-Чай»... Продолжение

Беседы Евгения Данилова Свет фресок Дионисия

Искусствовед, вдова фотохудожника Юрия Холдина, Екатерина Данилова рассказывает о выставочно-художественном проекте «Свет фресок Дионисия»... Продолжение

Национальный проект без национального статуса Русская народная линия

О проблемах уникального образа представления фресок Ферапонтова монастыря в XXI веке… Продолжение

Братва и исихасты.

свет фресок Дионисия и ореол проблем

Сейчас уже все, в принципе способные понимать, понимают, что наш знаменитый мастер художественной фотографии Юрий Холдин – явление мирового масштаба... Продолжение

Умное делание

С 24 февраля в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" открывается новая выставка проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру". Это не просто рядовая выставка, а особая акция Продолжение...

В Москве представили фотопроект Юрия Холдина

«Свет фресок Дионисия – миру». Этот фотопроект Юрия Холдина в Москве демонстрируют не впервые. Но каждый такой показ не остается незамеченным. Ведь это возможность увидеть уникальные росписи, не выезжая из столицы. Продолжение

О свете фресок. Взгляд фотохудожника и исследователя

Суббота, 19 Мар, 14:00.  Встреча с Е.В. Даниловой.

О фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре известно из лекций искусствоведов и цветных альбомов. Но то, что открылось фотохудожнику Юрию Холдину, когда он увидел эти росписи... Продолжение

«Много званых» - рассказ о выставке в доме Нащокина

Беседа Антонины Арендаренко с Президентом Фонда "Фрески Руси" Екатериной Даниловой... Продолжение

Москва: выставка «Свет фресок Дионисия – миру»

В Москве, в старинном особняке «Дом Нащокина» проходит выставка фоторабот Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия – миру». Проект позволяет увидеть своими глазами... Продолжение

Фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

 15 апреля 2016 года в 16.00 в Красноярском художественном музее

имени В.И. Сурикова  открывается фотовыставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия»... Продолжение

Выставка-презентация "Много званых" из Ферапонтовского цикла Юрия Холдина

Современной России – наследнице богатейшей культуры есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление... Продолжение

Е.В. Данилова в гостях программы "Утро на Енисее"

Включение. Музей Сурикова. Телеканал "Афонтово"

Наша культура. Телеканал Енисей. Красноярск. Олег Суслов

Ко дню памяти Ю. Холдина

Из архивов радио Радонеж

Накануне 9-ой годовщины памяти Ю.Холдина в эфире радио "Радонеж" прозвучала тема, которая приобретает особую актуальность в эпоху цифровых технологий.... Продолжение

Ставропольцы смогут увидеть фрески знаменитого иконописца

Министерство культуры Ставропольского края, фонд «Фрески Руси» (Москва), Ставропольский краевой музей

изобразительных искусств совместно с региональным отделением Союза художников России представляет проект Юрия Холдина... Продолжение

В Ставрополе открывается фотовыставка «Свет фресок Дионисия – миру»

12 сентября 2016 года в выставочном зале Ставропольской краевой организации «Союз художников России»  открывается выставка «Свет фресок Дионисия – миру»...Продолжение

Открытие выставки "Свет фресок Дионисия" в Ставрополе в рамках мероприятий форума "Золотой Витязь"

В рамках мероприятий VII Международного Славянского форума искусств в Выставочном зале Союза художников Ставрополя прошло открытие фотовыставки «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение

Свет Дионисия в фотоработах Юрия Холдина. Выставка в Ставрополе продлится до

12 октября

Фестиваль «Золотой Витязь», проходящий сейчас на Ставрополье, познакомил жителей краевого центра с уникальным проектом «Свет фресок Дионисия – миру»... Продолжение

Проект «Свет фресок Дионисия – миру» в Ставрополе: любовь, проникшая сквозь столетия

Светлая вдохновенная атмосфера праздника, чистоты духа и безграничной любви поселилась в Ставрополе в выставочном зале Союза художников... Продолжение

Свет фресок Дионисия в Сибири.

Как творилось чудо

Публикация беседы Семёна Кожевникова с Е.В.Даниловой

Промыслительно в Красноярске оказалась выставка работ гениального фотохудожника Юрия Ивановича Холдина... Продолжение

С 21 по 28 октября 2016 г. фрагмент выставки Ю.Холдина экспонируется в Академии МЧС РФ.

В Вологодском музее-заповеднике представят фото фресок Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Выставка Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия» откроется 3 ноября в 15.00 в Юго-Западной башне Вологодского кремля... Продолжение

Увидеть фрески Ферапонтова монастыря глазами самого Дионисия можно в Вологодском музее-заповеднике

Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» открылась в Юго-Западной башне Вологодского кремля. На ней представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение

«Небесный Иерусалим Дионисия»

Новая встреча с Ферапонтовским циклом проекта Юрия Холдина

  С 16 января 2017 г. в течение месяца в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина" ЦС ВООПИИиК (Гагаринский пер., 4/2) почитатели проекта Юрия Холдина "Свет фресок Дионисия — миру", хорошо известного в художественной среде, смогут увидеть вершинное творение конца XV века — фрески Ферапонтова монастыря... Продолжение

Новогодние праздники – последняя возможность для вологжан полюбоваться фотовыставкой «Свет фресок Дионисия»

Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» работает Юго-Западной башне Вологодского кремля. В экспозиции представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина... Продолжение

Видео. О личности и творчестве Юрия Холдина.

Интервью с Борисом Любимовым

Программа телеканала Царьград "Образ" от 23.01.2017 (фрагмент)

беседа с Екатериной даниловой

«Небесный Иерусалим Дионисия», беседа с президентом фонда «Фрески Руси» Е. Даниловой. Радио "Ранонеж"

Телеканал "Союз": В Москве открылась фотовыставка «Небесный Иерусалим Дионисия»

российская газета: В "Доме Нащокина" открылась выставка фресок

 Выставка Юрия Холдина "Небесный Иерусалим Дионисия" показывает авторский проект "Свет фресок Дионисия - миру", который впервые был масштабно представлен в Третьяковской галерее лет 10 назад. И на других крупнейших музейных площадках...Продолжение

3 - 18 марта  2018 г.

24 ноября - 24 декабря  2018 г.

ДРУГИЕ НОВОСТИ

®©ПРОЕКТ "СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ"

Просветительская программа www.dionisy.ru

Программирование сайта: НО Фонд "Фрески Руси"

Дизайн сайта: Кирилл Холдин

 

В оформлении сайта www.dionisy.ru использованы фотоработы

Ю.И.Холдина из серий "Фрески Ферапонтова монастыря" и "Соловецкая Голгофа"

Copyright © Фонд "Фрески Руси"

Фотографии транслируются со слабым разрешением и для полиграфии

непригодные. При полном или частичном использовании их на своих

сайтах ссылка на авторство и на www.dionisy.ru обязательна.

Пресс-служба Фонда "Фрески Руси".

2002-2021  гг.